|
|
N°50, 21 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Война началась. Что дальше?
Действия сил антииракской коалиции имеют пока неявный, расплывчатый с точки зрения тактики характер. И это позволяет судить о возможном развитии событий. О своем видении характера ситуации ближайших дней военному обозревателю газеты «Время новостей» Николаю ПОРОСКОВУ рассказали известные военные эксперты.
Если бы Саддамом был я
В ближайшие дни силы коалиции будут продолжать уничтожать с воздуха командные пункты, узлы связи, укрепленные убежища. Подразделения спецназа -- выявлять, где находится руководство Ирака. Целевым назначением выделенные силы будут обеспечивать безопасность нефтяных терминалов в районе Басры, где скоро начнут действовать англо-американские войска. В это время будет идти интенсивная подготовка к взятию городов. О победе говорить пока не приходится. Разгром иракской группировки еще не решает исход войны.
Недели две коалиция будут «мучиться» с военными, но потом ведь нужно будет брать города. При этом будет много пострадавшего населения. Это обернется джихадом, отечественной войной. Американцы уже сегодня совершили ошибку, сделав Хусейна нетленным вне зависимости от того, будет он жив или убит.
Хусейн против американцев -- это бронзовый топор против пулемета. Но уязвимость армии Ирака не в технической беспомощности, а в том, что высший командный состав, как и в любой армии государства с тоталитарным режимом, лишен пассионарности, способности принимать решения самостоятельно. Иракские генералы безынициативны. Извините за отступление, но если бы я командовал иракскими силами, то уже «уделал» бы кувейтскую группировку коалиции. Заставил бы американцев понести неприемлемые потери, после чего общественное мнение США восстало бы против бессмысленного убийства американских граждан.
Александр ВЛАДИМИРОВ, вице-президент Коллегии военных экспертов, генерал-майор
Режим на глиняных ногах
Характер начала операции был для многих неожиданным. Вместо прогнозируемых нескольких массированных ударов пока только точечные, которые не нанесли серьезного ущерба Ираку. И прогноз о ликвидации Хусейна не оправдался. Поэтому дальше будет нащупывание тактики по нескольким направлениям: постараться предотвратить взрывы нефтяных вышек, попытаться ликвидировать иракское руководство и силы безопасности и затем перейти к массированным ударам с применением крылатых ракет и авиации. На быстрый успех можно рассчитывать, если США не завязнут в антипартизанских действиях.
Потенциал Ирака крайне ослаблен. Сейчас это даже не колосс, а режим на глиняных ногах, основанный на страхе и запугивании. Вопрос в том, как скоро эта система начнет распадаться, насколько ментальность иракцев позволит им повернуться в иную сторону, когда не станет диктатора.
Однако фактор джихада уже начинает себя проявлять, прозвучали призывы к священной войне против захватчиков во время наземного этапа операции. Еще одно последствие происходящего -- угроза новых актов катастрофического терроризма, как его называют американские аналитики. Все это, безусловно, произойдет. Сегодня все структуры безопасности США и Запада находятся в высокой степени готовности, но за всем не уследишь.
Сергей ОЗНОБИЩЕВ, директор Института стратегических оценок
Для власти привезут генералов
Военные действия, думаю, будут носить «рваный» характер: нанесли удар -- выдержали какое-то время, затем более сильный удар, потом опять меньшего масштаба. Это будет война на изнурение, прежде психологическая война. Расчет на то, чтобы показать мировому сообществу: вы же видите, мы стремились наносить выборочные удары с минимальным ущербом, однако не были поняты.
Думаю, что роль ООН и Совета Безопасности еще не исчерпана. Хотя удар по ним нанесен колоссальный. Вероятно, после происшедшего на месте этих институтов будет нечто иное. Далекоидущих последствий следует ожидать в дальнейшем мироустройстве.
Попытки торга американцев с окружением Хусейна с незначительными позитивными для США последствиями, конечно, могут быть. Но я не думаю, что связи эти очень значимы. Иначе не было бы необходимости приводить ситуацию к сегодняшнему виду. И вряд ли США внутри Ирака найдут достаточно сильные и весомые фигуры, которые можно использовать. Я думаю, что сценарий иной -- расколоть вооруженные силы, сломить волю к сопротивлению. Что касается последующего устройства, то сначала, скорее всего, будут посажены на власть привезенные иракские генералы. Будет установлен режим, во всем следующий за США.
Федор ЛАДЫГИН, генерал-полковник, бывший начальник Главного разведывательного управления Генштаба
Торг уместен
Какими бы ни были дальнейшие действия сторон, основное содержание будет заключаться в торге между американцами и окружением Саддама -- на каких условиях они готовы сдаться и какой будет дальнейшая судьба самого диктатора. Принцип тот же, что и в Афганистане. Торг будет идти через посредников. Не вызывает сомнения, что каналы существуют давно, просто нынешняя демонстрация силы сыграет роль катализатора процесса торга. И роль ширмы. Не стоит смущаться, что для торга сконцентрированы столь огромные силы. Чем более серьезные аргументы у торгующихся сторон, тем более выгодные условия можно выторговать.
У американцев там целый комплекс интересов. Продемонстрировать, кто в доме хозяин. Косвенно, через оккупацию Ирака, нанести удар по ОПЕК. И наконец, это аргумент в неявном споре с Европой. Эти цели для США даже важнее, нежели сам Ирак.Антон СУРИКОВ, директор Центра проблем оборонной, информационной и экономической безопасности Института проблем глобализации
Беседовал Николай ПОРОСКОВ