|
|
N°50, 21 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С верой в победу
Быстрой и определенной реакции мировых рынков на первые бомбардировки Ирака не последовало: все игроки ждут завершения операции «Шок и трепет», рассчитывая на скорые военные удачи Америки.
Дефицита нефти не будет
Несмотря на заявления аналитиков, что после первого же военного удара по Ираку цены на нефть моментально поднимутся выше 40 долл. за баррель, этого не произошло. Начавшееся еще в прошлую пятницу снижение нефтяных котировок продолжилось и после начала военной операции. Игроки уверены, что война будет скоротечной и нехватки нефти не возникнет. Однако во второй половине вчерашнего дня ситуация изменилась, и стоимость сырья стала расти. На Лондонской бирже цена нефти марки Brent по фьючерсным контрактам на апрель сначала снизилась более чем на 1 долл. и составила 27,35 долл., однако затем преодолела итоговое значение торгов в среду и достигла 28,12 долл. за баррель.
Уверенность в том, что дефицита сырья не будет, поддерживают заверения стран ОПЕК о том, что картель сможет компенсировать объем сырья, который перестанет поступать из Ирака. В официальном заявлении президента ОПЕК Хамада аль-Аттия говорится: «На 4-й конференции ОПЕК было решено, что страны -- члены картеля ответят на любой кризис поставок, и выразили готовность использовать все имеющиеся у них мощности».
Теперь, по мнению экспертов, котировки будут меняться в зависимости от успеха военной компании против Ирака. Так, аналитик Commonwealth Bank в Сиднее Дэвид Тартел считает: «Цены опустились потому, что неопределенность исчезла. Начало войны означает лишь тот факт, что ее конец близок». Однако консультант Sempra Energy Джеф Пи отмечает, что «Саддам с одинаковой вероятностью может начать поджигать нефтяные скважины в качестве защитной меры или оставить их США», что, разумеется, приведет к росту цен. Именно первые поступившие сообщения о разрушении инфраструктуры и пожаре на нефтяных скважинах Ирака стали, по словам аналитика ИК «Тройка Диалог» Валерия Нестерова, причиной роста цен во второй половине дня.
«Сейчас рынок думает, что война продлится 5--6 дней, -- считает Пол Коллисон из Branswick UBS Warburg, -- и мне не кажется, что цена на сырье упадет до 16--18 долл. за баррель даже после окончания войны. Ведь политический кризис в Венесуэле до конца не преодолен, и эта страна не восстановила свой прежний уровень экспорта, кроме того, запасы нефти и нефтепродуктов в Америке остаются очень низкими, так что потребность в сырье останется».
Мирные самолеты уступают небо
Из-за начала боевых действий в Ираке многие коммерческие авиакомпании сократили свои рейсы, в том числе и на маршрутах весьма удаленных от эпицентра событий. Больше всего рейсов отменено в соседние с Ираком арабские страны и Израиль.
Вчера летать в Израиль временно прекратила германская Lufthansa. Она также отменила все полеты на 19 и 20 марта из Германии в Амман (Иордания), Бейрут (Ливан), Кувейт и Саудовскую Аравию. Lufthansa ожидает снижения пассажиропотока в 2003 году на 20% в связи с войной в Ираке, заявил журналистам глава компании Юрген Вебер.
За несколько дней до начала боевых действий летать в Израиль перестала и британская British Airways. Голландская KLM отменила свои вечерние рейсы в Израиль, но ее дневное расписание на этом направлении пока остается в силе. Австрийская Austrian Airlines и венгерская Malev вчера временно прекратили полеты в Израиль. Венгерская компания объявила, что в ближайшие сутки из расписания будут исключены еще несколько рейсов в ближневосточный регион. Греческий национальный авиаперевозчик Olympic Airways отменил полеты в Бейрут, Дубай (ОАЭ), Александрию (Египет) и сократил количество рейсов в Тель-Авив (Израиль), Джидду (Саудовская Аравия) и Ларнаку (Кипр).
Американские авиаторы, как это ни парадоксально выглядит на первый взгляд, начали сокращение своих маршрутных сеток не с Ближнего Востока, а с ключевого для них трансатлантического направления. Авиакомпания Continental в период с 6 апреля по 1 мая отменила два ежедневных рейса из Нью-Йорка: в Париж и в Лондон. Она также будет использовать самолеты меньшей вместимости на маршрутах в Амстердам и Рим. А рейс Нью-Йорк--Токио, который до сих пор был ежедневным, теперь будет выполняться четыре раза в неделю. Эти сокращения продиктованы экономическими причинами: в военное время билеты на трансатлантические перелеты продаются хуже, чем обычно.
Таиландская Thai Airways, отменившая свои полеты в Бахрейн и Кувейт, сослалась при этом как на политические, так и на финансовые причины: пассажиры сдали 10% билетов, ранее купленных на эти рейсы на ближайшую неделю.
Singapore Airlines отменила в общей сложности 65 рейсов, в том числе в Лас-Вегас, Чикаго, Брюссель и Мадрид, из-за «снижения спроса», связанного с началом войны в Ираке.
Наибольшее хладнокровие перед лицом военной опасности проявили авиакомпании тех стран, которые шли в авангарде борьбы за мирное разрешение иракского кризиса: России и Франции. Air France объявила вчера, что пока не намерена изменять расписание полетов в связи с началом военной операции против Ирака. Отменен был только полет одного самолета, который должен был отправиться в столицу Иордании Амман в среду вечером.
Российский «Аэрофлот» закрыл свое иорданское направление на две недели (до 6 апреля). Как сообщили газете «Время новостей» в пресс-службе «Аэрофлота», за неделю между Москвой и Амманом выполняются три рейса и на ближайшие три в Иордании продано всего 60 билетов. В связи с этим руководство авиакомпании сочло нецелесообразным «гонять» полупустой самолет. Пассажиры из Аммана будут за счет «Аэрофлота» доставлены до Бейрута, а там подсажены на рейс в Москву. Все остальные направления в этом регионе будут обслуживаться согласно обычному расписанию. «Аэрофлот» летает в Бейрут (Ливан), Дамаск (Сирия), Тегеран (Иран) и Стамбул (Турция). По сведениям пресс-службы авиакомпании, на этих маршрутах отмечается «незначительное» снижение спроса. Авиакомпания «Трансаэро», летающая в Израиль, объявила, что вносить изменения в свое расписание не планирует.
«Рынок акций может вырасти на 25%»
«Мы уже имеем первую реакцию рынка. Сейчас все будет зависеть от того, как эта операция будет протекать и как завершится. Если появятся какие-то проблемы, на рынке начнется распродажа», -- говорит Эрик Густавсон, управляющий 140 млрд долл. в корпорации Columbia Funds Management Co. Первая реакция рынка -- замешательство. Индексы основных фондовых бирж вчера или топтались на нуле, или незначительно снижались. Немецкий DAХ упал на 0,8%, французский CAC-40 -- на 1,5%, а британский FTSE-100 вырос на 0,01%.
Главным оптимистом оказался японский Nikkei-225: скакнув на 1,79%, он достиг двухнедельного максимума. Российские индексы тоже выросли: РТС по итогам дня увеличился на 0,86% при достаточно большом объеме торгов (15,51 млн долл.), а индекс ММВБ -- на 0,28% при объеме в 295,5 млн долл.
Примечательно, что рынки Америки не проявили большого оптимизма в связи с началом войны. Изменение индексов Dow Jones и NASDAQ по итогам первого дня колебалось вокруг нулевой отметки. Многие трейдеры по-прежнему опасаются возможных неожиданностей, хотя и не исключают положительного исхода событий. «Есть мнение, что американские войска застрянут в иракском болоте. Но если война не затянется, рынок акций может вырасти и на 25%», -- считает майор запаса армии США Мартин Шульц, управляющий капиталом в 28 млрд долл. в кливлендском National City Investment Management Co.
Михаил КУКУШКИН, Денис РЕБРОВ, Алексей РОЖКОВ, Денис УВАРОВ