|
|
N°50, 21 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Канадские олени аплодируют сенату США
Дика Чейни лишили проекта освоения Аляски
Сенат США отказал администрации в праве начать добычу нефти на территории национального арктического заповедника на крайнем северо-востоке штата Аляска. Против этого ключевого положения плана по уменьшению зависимости США от нефтяного импорта, подготовленного под руководством вице-президента Дика Чейни, проголосовали 52 сенатора, за -- 48.
В основном голоса разложились по партийной принадлежности законодателей: республиканцы хотят качать нефть в заповеднике, демократы возражают. Правда, 13 человек не подчинились партийной дисциплине: пять демократов голосовали вместе с большинством республиканцев, а восемь республиканцев примкнули к большинству демократов. Таким образом, при строгом соблюдении сенаторами партийной дисциплины законопроект имел все шансы быть принятым. «Перебежчики» из числа республиканцев, видимо, сочли, что операция в Ираке временно снижает необходимость масштабных трат на освоение Аляски, -- дешевле отдать американским компаниям нефтяные богатства Саддама Хусейна.
Накал страстей, поставивший законодателей стенка на стенку, ярче всего проявился в выступлении самого ярого сторонника добычи нефти -- сенатора от Аляски Теда Стивенса. «Те, кто голосует сегодня против, голосуют против меня, и я им этого никогда не забуду», -- недипломатично пригрозил Стивенс. Его главный оппонент -- демократ от Калифорнии Барбара Боксер растерянно разводила руками перед газетчиками: если один из самых влиятельных и уважаемых сенаторов позволяет себе такие выходки, то не знаешь, что теперь думать...
Национальный арктический заповедник -- это единственное место на Аляске, где эксплуатация природных ресурсов запрещена специальным законом американского конгресса. Заповедник занимает 7,7 млн гектаров. Для целей нефтедобычи администрация претендует на 1/10 часть этой территории. Но защитники окружающей среды считают, что скважины, сами по себе компактные, разбросанные вдоль побережья, станут плохими соседями для полярных медведей и оленей, нескольких десятков видов птиц и 135 видов рыб, а также хрупкой полярной растительности.
Запасы нефти здесь оцениваются от 5,7 до 16 млрд баррелей. Как только республиканская администрация пришла в Белый дом после выборов 2000 года, президент Буш и особенно вице-президент Чейни -- сами бывшие "нефтяники" -- решительно нацелились снять нефтяную неприкосновенность с заповедника. Давление администрации привело к тому, что палата представителей дала свое согласие на бурение и добычу нефти. Сенат эту меру провалил, когда несколько недель назад она была поставлена на прямое голосование. Тогда сенатское нефтяное лобби пошло в обход, заверстав эту меру отдельной строкой в годовой бюджет министерства энергетики. Губернатор Аляски Фрэнк Мурковски, сам бывший сенатор и большой приятель Теда Стивенса, выделил больше миллиона долларов на организацию кампании лоббирования в пользу нефтедобычи.
Однако не вышло. «Американская общественность еще раз восторжествовала над коммерческими интересами больших кампаний, которые могли лишить нашу нацию одного из самых лучших заповедников», -- заявил газете «Время новостей» президент вашингтонской группы «Защитники природной жизни» Роджер Шликайзен. Довольны и канадские соседи. Глава природоохранного ведомства Канады Дэвид Андерсон, больше недели перед голосованием проведший в столице США в лоббировании против нефтедобычи, ликовал: «Я слышу радостные вскрики полярных канадских оленей и треск их рогов, когда они сходятся голова к голове, чтобы аплодировать правильному решению».
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон