|
|
N°50, 21 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ось «Париж--Берлин--Москва» была воздушным замком
На вопросы спецкора газеты «Время новостей» в Берлине Юрия ШПАКОВА отвечает ведущий эксперт Исследовательского института Германского общества внешней политики Александр РАР.
-- Антивоенный альянс, в который вошли Франция, Германия и Россия, не достиг цели. Чем это кончится?
-- Все кончится провалом этого французско-немецко-российского альянса. Он непрочен. Европа не станет единым фронтом, как кажется. Германия и Франция оказались слишком слабыми. А у американцев обнаружилась масса союзников -- в лице новых стран НАТО, будущих членов ЕС из Восточной Европы.
-- Франция и Германия оказались в политической изоляции?
-- Верно, и для выхода из ситуации им придется потратить много энергии. Они сами побегут к Америке, чтобы восстановить с ней отношения. Да, за Шираком и Шредером -- народ. Но «улица» всюду против войны, а решающее слово всегда за элитами. В Германии эта элита не поддерживает канцлера Шредера.
-- Так ось «Париж--Берлин--Москва» не имеет будущего?
-- Не исключаю, что при определенных условиях данная ось восстановится. Скажем, если американцы наделают грубые ошибки, если они будут продолжать провоцировать «старую Европу», ввязываясь в жуткие войны, которые и другие европейские страны не поддержат. Сегодня же нет предпосылок для этой оси. Мне трудно судить, какой информацией располагает Путин, но по поводу Германии он явно ошибается, если думает, что эта страна только и жаждет, чтобы вместе с Францией и Россией создать антиамериканский союз. Но не думаю, что Путин строит на этом политику. Он ведет себя крайне осторожно, и России будет легче выйти из антивоенного альянса, чем Франции и Германии. Готов поспорить, что Россия первой покинет альянс, увидев, что немцы и французы не придерживаются тех принципов, о которых договорились.
-- И как Шредеру «склеивать» тот трансатлантический фарфор, который он набил в последние месяцы?
-- Шредер больше не станет углублять раскол с Америкой -- это невыгодно. Война завершится скоро. Шредер будет пытаться скорее забыть американо-германский разлад и во что бы то ни стало влиться в совместную политику с Америкой. Ведь нужно будет спасать реформы в ЕС, саму идею Евросоюза. Но высока вероятность, что германскому канцлеру придется уступить роль нового архитектора Европы британскому премьеру Тони Блэру. В политике послевоенной Европы сильным станет англо-саксонский элемент.
-- Россия также не спешит принести в жертву прагматичные отношения с США...
-- Стабильные отношения с Америкой для России существенно важнее воздушного замка европейской «оси». Я не полностью согласен с расхожим мнением, что главным партнером России на Западе является Германия. Это не так. Да, торговый баланс между двумя странами высокий. Если совсем схематично, то немцы закупают в России огромные объемы природного газа и продают России изделия машиностроения и продукты питания. Именно -- продают, но не инвестируют в сколько-нибудь достойных упоминания объемах. А американские фирмы сегодня инвестируют в экономику России стратегически и надолго. Это видят и олигархи, которым и нужны больше американцы, чем немцы. С американцами легче договориться, у них большие деньги. Все это -- к великому сожалению для нас, европейцев. Французских инвестиций в России почти нет. Из немецких фирм лишь одна всерьез и надолго инвестирует в российскую экономику -- это Ruhrgas. Интересной была идея премьера Касьянова о трансформации советского долга в акции приватизируемых российских предприятий для немецких фирм. Однако сегодня об этом мало кто вспоминает. Так что нет того воспетого романтиками перестройки «похода» немецкого бизнеса на Россию. Российским олигархам здесь, на западе Европы, строят барьеры, считая, что те несут с собой мафиозные или грязные деньги. В Америке это все намного легче.
-- Путин предпринимает немало усилий, чтобы влить Россию в западное сообщество стран.
-- Он даже может выбирать -- вливаться ли туда через Америку или Германию. Но России предстоит отдать часть суверенитета в пользу будущих структур Запада и намечающегося трансатлантического общества. Это тот самый путь, по которому пошли в свое время Германия, Франция и Англия. В этом же и судьба России. На это должны настраиваться российские элиты -- даже если кому-то этот путь, может, не очень понравится.
Беседовал Юрий ШПАКОВ