|
|
N°49, 20 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Американцы перешли на осадное положение
США в эти дни готовятся и к возможным неожиданностям на собственной территории. В Вашингтоне морские пехотинцы в черной полевой форме раздвинули периметр безопасности вокруг американского госдепартамента. На перекрестках дорог появились бетонные блоки, военные и полицейские автомобили. В самом здании на Фогги-Боттом, как с гордостью докладывают ответственные лица, запасено достаточно продовольствия и воды, чтобы пережить неделю-полторы, не завися от внешнего мира.
Это только один эпизод из лихорадочной подготовки столицы Соединенных Штатов к войне с Ираком. Руководит всем этим недавно созданное министерство внутренней безопасности, не без высокопарности назвавшее свою активность операцией «Щит свободы».
Госдеп не исключение в смысле усиления режима безопасности. Значительно ужесточена охрана Белого Дома, хотя, как говорит представитель Секретной службы, которая отвечает за этот объект номер один в США, «большинство новых мер, которые предприняты службой, остается скрытыми от публики». Перекрыты некоторые улицы в районе Капитолийского холма. В Пентагоне, который недавно приобрел 80 тысяч противогазов одноразового пользования по 150 долл. за штуку, сотрудники и редкие теперь посетители тренируются в использовании этих новинок, если, не дай бог, случится химическая или бактериологическая атака. В госдепе тоже запаслись противогазами, но на руки служащим их еще не выдавали, говорят, что этот вопрос обсуждается.
Министр внутренней безопасности Томас Ридж в третий раз за последние десять месяцев объявил уровень вероятности террористических атак в США как «оранжевый» -- то есть «очень высокий» согласно придуманной самим Риджем пятицветной шкале, выше только «красный». Операция «Щит свободы», по словам Риджа, на этот раз как никогда масштабна, всеохватна и претендует на прикрытие самой малой лазейки для совершения какого-либо враждебного действия на американской территории.
Ограничены или запрещены вовсе полеты некоторых типов самолетов над Вашингтоном, Нью-Йорком и еще двадцатью крупнейшими мегаполисными зонами. В аэропортах, на железнодорожных, автобусных и морских вокзалах снова появились вооруженные патрули Национальной гвардии. Водителей предупредили, что при подъезде к аэропортам или при парковке там их машины могут обыскать.
В списке особо охраняемых объектов 15 тысяч наименований. Как всегда в подобных случаях, речь идет о транспортных узлах и развязках, атомных электростанциях, химических предприятиях. Ридж пообещал, что более тщательной, чем раньше, проверке будут подвергаться продукты питания, как поступающие в США, так и те, которые уже хранятся на складах или в холодильниках.
На время действия плана иммиграционная служба замораживает рассмотрение вопросов о предоставлении политического убежища в США представителям 33 стран, включая Ирак, в которых, по мнению американских властей, отмечено самое большое присутствие террористических групп.
Ридж утверждает, что он лично поговорил по телефону о важности принимаемых его ведомством мер с каждым из 50 губернаторов штатов и рассчитывает теперь, что Америка готова к любым неожиданностям.
Правда, бодрых заявлений высокопоставленного чиновника не слышал табачный фермер из Северной Каролины Дуайт Уотсон. Несмотря на обилие полиции в центре столицы, он на своем грузовом трейлере прорвался к пруду рядом с памятником Джорджу Вашингтону, завел стоящий на трейлере трактор и въехал в пруд, предупредив, что будет стрелять и взорвет себя, если его попробуют взять силой.
Уотсон протестует, однако, не против войны в Ираке, а против отмены правительственных субсидий на табаководство, в результате чего он оказался на грани банкротства. «Мне нечего терять, и я пойду до конца», -- заявил он властям, пытавшимся его образумить, связавшись с ним по его мобильному телефону. К неудовольствию и раздражению автомобилистов полиция закрыла для движения улицы вокруг мятежного тракториста, окончательно превратив движение по Конститюшен-авеню в кошмар. Мой знакомый из Всемирного банка жаловался, что участок пути, который он обычно проскакивал, добираясь на работу, за 8--10 минут, отнял у него во вторник два часа.
Туристы, обычно толпами устремлявшиеся с наступлением хорошей солнечной погоды к столичным достопримечательностям, почти исчезли. «Мне не по себе от прогулок по нынешнему Вашингтону, -- говорит мне приятель из Оклахомы Джонах Гриер. -- В этом нервном напряжении не знаешь, что может случиться. Какой-нибудь сумасшедший может выкинуть любое идиотское коленце и создать угрозу многим людям».
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон