|
|
N°49, 20 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Миллеру дали срок
Газовая реформа должна быть готова к Первомаю
Михаилу Касьянову пришлось три месяца собирать за одним столом своих подчиненных и руководство «Газпрома». В конце декабря, как известно, обсуждение газовой реформы на заседании правительства пришлось отменить: глава «Газпрома» Алексей Миллер написал Владимиру Путину, что категорически не согласен с предложениями разработчика концепции - Минэкономразвития. Вчера, несмотря на многочисленные слухи о возможной отмене совещания по вопросам развития газового рынка у премьер-министра, на котором Михаил Касьянов собирался выявить «глубину расхождения взглядов», оно все же состоялось. Более того, по словам источника газеты «Время новостей» в правительстве, беседа оказалась на удивление конструктивной, «даже Миллер (глава «Газпрома») спокойно изложил свою позицию».
Совещание длилось два часа. Источник газеты «Время новостей» в МЭРТ говорит, что сам Михаил Касьянов задавал очень много вопросов и вообще активно участвовал в дискуссии. Министр экономического развития Герман Греф взял себе в секунданты двух замов Эльвиру Набиуллину и Андрея Шаронова, а г-н Миллер ограничился одним заместителем - Александром Рязановым. «Независимыми наблюдателями» выступили вице-премьер Виктор Христенко, министр энергетики Игорь Юсуфов и первый зампред ФЭК Олег Жилин.
Практический результат дискуссии - «установочные» поручения, которые дал Михаил Касьянов ведомствам. Как сообщили в Департаменте правительственной информации, премьер поручил Минэкономразвития и Минэнерго с участием «Газпрома» представить к 1 мая в правительство предложения по различным вариантам развития газовой отрасли страны, чтобы они могли быть учтены при доработке энергетической стратегии РФ до 2020 года и среднесрочной программы социально-экономического развития страны. Правительственный чиновник, попросивший не указывать его фамилию в печати, полагает, что иного решения и нельзя было ожидать. Очевидно, что за это время сторонам не удастся снять все противоречия, поскольку они касаются только принципиальных позиций. Единственный компромисс, который реален, -- согласие «Газпрома» на выделение одной или трех «дочерних» транспортных компаний. «Они уже морально готовы смириться, хотя официально пока не провозгласили это», -- говорит он.
Герману Грефу, говорит источник в Минэкономразвития, дано отдельное поручение -- проанализировать к тому же сроку два варианта проведения реформы рынка газа. Первый состоит в либерализации газового рынка с «принятием мер по стимулированию конкуренции в газовой отрасли» -- видимо, речь идет о стимулировании независимых производителей газа. Второй вариант предусматривает сохранение государственного регулирования цен на газ при условии повышения прозрачности «Газпрома» и выделения транспортной составляющей. Кроме того, Касьянов дал поручение Минэкономразвития оценить спрос на газ на внутреннем рынке при различных ценовых сценариях. Результаты этой работы до правительства рассмотрит совещание у вице-премьера Виктора Христенко.
Собеседник газеты «Время новостей» в правительстве говорит, что это обыкновенная отсрочка с целью избежать очередного публичного скандала - а он неминуемо последовал бы, если бы согласование позиций сразу началось не на словах, а на бумаге. Принятия той или иной концепции развития газового рынка, по мнению чиновника, не стоит ожидать раньше одобрения Энергетической стратегии, которую собираются рассматривать в середине мая.
Представители «Газпрома» от комментариев воздержались. В то же время в распоряжении газеты «Время новостей» оказалась концепция развития рынка газа, которую 9 марта зампред правления концерна Александр Рязанов направил Виктору Христенко. В сопроводительном письме г-н Рязанов просит вице-премьера учесть эту «принципиальную позицию». Он также напоминает, что «принципиально важным положением концепции является реализация указаний Президента Российской Федерации о необходимости сохранения ОАО «Газпром» как единого организма без разделения и расчленения компании». Основная мысль концепции монополиста заключается в том, что рынок газа начнет развиваться, как только государство повысит цены на газ, создаст благоприятный налоговый режим, в том числе и льготы, и перестанет мешать участникам рынка излишним регулированием.
Становится ясно, что газовый гордиев узел вряд ли удасться развязать. Рубить же его придется с помощью жестких политических решений, в том числе, возможно, и кадровых.
Алексей ГРИВАЧ