|
|
N°49, 20 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Дополнительная прибыль -- на последнем месте»
В начале февраля вступил в силу указ президента о либерализации торговли алмазами и бриллиантами, который должен был облегчить экспорт драгоценных камней. Генеральный директор структурного подразделения «Бриллианты АЛРОСА» алмазодобывающей компании АЛРОСА Александр НОВОСЕЛОВ рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Владиславу ДОЛГОВУ, почему этого не произошло.
-- Дело в том, что этот указ не дает нам возможности экспортировать продукцию, изготовленную из собственного алмазного сырья на других гранильных предприятиях по договорам подряда. 18-й пункт документа содержит уточнение в скобках -- «собственная продукция», которое таможенные органы трактуют так: экспортируемая продукция должна быть изготовлена на собственном производстве. В результате у нас сегодня скопилось бриллиантов, изготовленных на предприятии «Кристалл» в Барнауле, на 2,5 млн долларов.
-- На каких мощностях работает ваше предприятие и какова их доля в общем объеме продукции АЛРОСА?
-- Основные доходы приносит московский завод «Кристалл» -- 75% в денежном выражении. В Москве гранится половина объема алмазов, передаваемых нам АЛРОСА. Все остальное алмазное сырье мелкоразмерных групп (примерно 60 тыс. карат в год) проходит огранку в Барнауле. Скоро начнем обрабатывать алмазы на предприятии «Челпромдаймонд» в городе Куса Челябинской области.
-- Почему сорвался план по реализации бриллиантов в прошлом году?
-- Нам поздно, лишь в четвертом квартале, поставили оборудование, хотя должны были сделать это в начале года. Кроме того, изменилась структура типового среза, поставляемого из единого сбытового центра компании. В номенклатуре стало много сырья мелких размерных классов. Алмазы меньше 4 грейнеров (1 грейнер равен 0,25 карата) экономически целесообразно гранить в Барнауле, а там огранщиков пока не хватает -- их в полтора раза меньше, чем необходимо.
-- Вы граните только мелкие алмазы?
-- Нет, алмазы в 10 карат, так называемых специальных размеров, мы тоже обрабатываем. На их долю приходится около 13% от общего объема реализованной продукции.
-- Счетная палата рекомендовала президенту рассмотреть возможность создания предприятия «Алмазный центр» для торговли алмазами на внешнем и внутреннем рынках. А зачем добывающей компании АЛРОСА заниматься еще и производством бриллиантов?
-- Вопрос этот был решен руководством компании еще в 2000 году при создании нашего подразделения. Бывший тогда главой компании Вячеслав Штыров объяснил целесообразность создания «Бриллиантов АЛРОСА» в первую очередь необходимостью иметь источник маркетинговой информации о рынке бриллиантов. Получение дополнительной прибыли от торговли бриллиантами для АЛРОСА стоит сейчас на последнем месте. Мы должны понять, какие бриллианты можно сделать из тех алмазов, которые мы добываем, какова себестоимость этих бриллиантов и цена в определенный момент времени на мировых рынках. Главное -- определить реальную стоимость нашего якутского алмазного сырья. В связи с указом президента о либерализации компания получила возможность самой выйти на мировые рынки. И мониторинг цен становится еще более актуальным.
-- Существуют ли экономические расчеты того, насколько помогло ваше предприятие АЛРОСА в изучении мирового рынка?
-- Я не имею таких данных и думаю, что они закрытые.
-- Какова разница в стоимости алмаза и бриллианта одной массы?
-- Если рассмотреть ассортимент, с которым работали «Бриллианты АЛРОСА» в прошлом году, то разница в стоимости алмазного сырья и реализованных бриллиантов составила 16,5%. Затраты -- 9 млн долларов.
«Бриллианты АЛРОСА» -- структурное подразделение ЗАО «АЛРОСА», созданное в 2000 году для развития бриллиантового направления деятельности алмазодобывающей компании. В 2000 году продано бриллиантов на 89 млн долл., в 2001-м --на 130,1 млн, в 2002-м -- на 105,7 млн (при плане 116 млн). План на 2003 год -- 129,5 млн долл. Главная цель деятельности «Бриллиантов АЛРОСА» -- изучение мировых рынков с целью совершенствования своей сбытовой политики. По официальным данным, в мире за 2001 год в оптовой торговле реализовано алмазов на 8,5 млрд долл., бриллиантов -- на 11,4 млрд долл., ювелирных изделий с использованием бриллиантов -- на 54,1 млрд долларов.
Беседовал Владислав ДОЛГОВ