Время новостей
     N°49, 20 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.03.2003
Паркинсон в кабинете министров
Правительство страдает от раскоординированности
Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин становится в правительстве последовательным борцом с аппаратом этого самого правительства. Вчера он публично раскритиковал одного из сотрудников Белого дома за его заключение на проект сценарных условий развития экономики на 2004--2006 годы. «Заключение аппарата -- это мнение руководителя департамента по экономической политике Михаила Копейкина, которое не выдерживает критики», -- заявил вице-премьер журналистам. Обрушившись на г-на Копейкина со всей высоты своего административного роста, вице-премьер одновременно и аппарат кольнул, и премьеру показал, что дремать не собирается. И борьбу с аппаратом будет вести впредь.

Правда, г-н Кудрин в разговоре с журналистами вынужденно признался, что накануне, во время рассмотрения проекта сценарных условий развития на совещании у премьера, замечания к документу все-таки были. Впрочем, вице-премьер умолчал о том, что после совещания г-н Касьянов поручил Минэкономразвития представить дополнительные расчеты кабинету министров, и глава МЭРТ г-н Греф не замедлил эти указания исполнить. Что означает: он счел их вполне резонными. Что, в свою очередь, означает: г-н Греф не собирается публично объединяться в коалицию с г-ном Кудриным, чтобы «мочить» кого-нибудь.

В аппарате Белого дома к новой инициативе г-на Кудрина «Все на борьбу с аппаратом!» отнеслись с долей здорового юмора. Здесь считают, что если дальше так пойдет, то вице-премьер лучше любого пиаровца раскрутит пол-аппарата. «Если до этого г-н Кудрин спорил только с господами Касьяновым и Бендукидзе, то теперь он спорит с Касьяновым, Бендукидзе и Копейкиным», -- заметил высокопоставленный сотрудник аппарата Белого дома. Злые языки говорят, что коллеги по работе даже позвонили г-ну Копейкину с поздравлениями: дескать, капитализация его имени возросла и «можно теперь смело менять фамилию с Копейкина на Рублева». Другие чиновники Белого дома сетуют, что «временная неадекватность некоторых министров переросла, судя по всему, в долговременную».

Что касается профессиональной стороны заявлений г-на Кудрина, то вчера у него в очередной раз изменилась концепция. Он не исключил, что вместо НДС может быть снижен ЕСН. Чем, наверное, в очередной раз напугал премьер-министра, который просил не метаться из стороны в сторону, а вначале представить расчеты в правительство.

Примечательно, что вчера же главный экономист российского департамента Всемирного банка Кристоф Рюль заявил, что надо начинать новый этап налоговой реформы в нашей стране со снижения ЕСН, а не ставки НДС. Он отметил, что налогообложение трудовой деятельности в России сегодня значительно выше, чем налогообложение доходов. И это не оправданно.

Г-н Рюль, представлявший вчера очередной ежеквартальный отчет о российской экономике, на конкретных примерах показал, насколько глубока раскоординированность экономических ведомств. Вряд ли эксперт ВБ сговаривался с аппаратом правительства, но он проанализировал связь бюджетной политики с российской программой реформ. Связь оказалась весьма зыбкой. «Приоритеты (бюджета-2003. -- Ред.) не полностью согласованы с программой преобразований и не учитывают многие финансовые последствия правительственной программы структурных реформ на долгосрочную перспективу. Нужно повысить качество координации между ведомствами, отвечающими за бюджет и за реформы», -- заявил он.

Перед тем как сделать этот вывод, г-н Рюль проанализировал бюджет нынешнего года с точки зрения учета проводимых правительством реформ и их финансовых последствий. При этом выяснилось, что хотя власти и объявили приоритетами бюджета пять направлений (национальная оборона, правоохранительная деятельность, судебная реформа, наука и образование -- расходы на них увеличены на 20--30% по сравнению с 2002 г.), в действительности еще целый ряд статей получили такое же увеличение ассигнований. Это, считает г-н Рюль, «размывает» смысл выделения приоритетов.

Однако и с приоритетными направлениями не все в порядке. Лишь в одном случае -- с судебной реформой -- расходы «хорошо скоординированы» с собственно преобразованиями. А вот из анализа расходов на нацоборону, считает Кристоф Рюль, «можно прийти к выводу о том, что правительство решило снизить темпы реализации военной реформы». Эксперт отмечает, что в основном расходы не связаны с ключевыми мероприятиями в рамках реформы, а использование средств на создание профессиональной армии не дотягивает и до 77%.

Средства на образование, указывает Кристоф Рюль, главным образом направляются на капрасходы и повышение зарплат и стипендий. В то же время «мероприятия, однозначно связанные с реформой образования» (такие, как распространение на новые регионы практики единого выпускного экзамена), не отражены в бюджете. В области науки, констатирует г-н Рюль, объем расходов на прикладные исследования растет быстрее по сравнению с фундаментальными, но «пока неясно, как эти изменения будут способствовать осуществлению запланированного перехода к инновациям, более ориентированным на рынок».

При этом такие реформы естественных монополий, с точки зрения г-на Рюля, не только не отражены в бюджетной политике, но даже и не имеют с этой точки зрения ценовых ориентиров. «Определить цену той или иной реформы важно, -- сказал он, -- но, строго говоря, никто таких расчетов еще не делал».

Кристоф Рюль считает, что не отражено в бюджетной политике и стратегическое намерение российских властей снизить зависимость экономики от внешних факторов. Правда, говорит он, намек на это содержится в подготовленном ведомством Германа Грефа последнем варианте среднесрочной программы на 2003--2005 гг. -- имеется в виду предложение увеличить налоговую нагрузку в целом на экспортно-ориентированный сырьевой сектор и понизить на секторы экономики, ориентированные на внутренний рынок.

Высокопоставленный собеседник газеты «Время новостей» в Кремле, впрочем, считает, что разрозненные идеи обсуждать не имеет смысла. «У правительства, насколько я помню, имеется с помпой утвержденная в 2000 году амбициозная долгосрочная программа, -- говорит он. -- С другой стороны, имелась вроде бы и среднесрочная, но правительство, видимо, как-то то ли забыло ее выполнить, то ли забыло оценить результаты выполнения. Получается, что разработка серьезной стратегии, в том числе и по налоговой системе, подменяется бесконечным фонтаном отдельных идей и потоком программ, результатов которых никто не видит». По мнению чиновника, изменить ситуацию может только «координация сознания» ключевых членов кабинета.

Вера КУЗНЕЦОВА, Андрей ДЕНИСОВ