|
|
N°49, 20 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
30 «безоговорочных союзников» Буша
Успеет ли он с ними расплатиться
Отдавая последний приказ своим генералам ударить по Ираку, президент США Джордж Буш не забыл сказать свое личное «спасибо» всем иностранным лидерам, оказавшим Штатам «безоговорочную поддержку» в операции «Шок и трепет». А таких, по словам госсекретаря США Колина Пауэлла, набралось ровно три десятка на четырех континентах: в Азии и Океании -- 9, в Европе -- 16, в Америке -- 3, в Африке -- 2. Среди них три страны СНГ -- Азербайджан, Грузия и Узбекистан, тройка государств Балтии -- Латвия, Литва и Эстония, и бывшие страны восточного блока -- Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия.
В том, что Баку, Тбилиси и Ташкент удостоились благодарственных посланий хозяина Белого дома, нет ничего удивительного. Азербайджан, Грузия и Узбекистан являются членами организации ГУУАМ, созданной на пространстве СНГ под патронатом Вашингтона. Туда же входят и Украина с Молдавией, не вошедшие, однако, в «список тридцати». Киев при этом, по просьбе США, послал в Кувейт свое подразделение химзащиты. Молдавию ни о чем таком, даже символическом, и не просили. Да, впрочем, и сама структура ГУУАМ уже перестала представлять собой нечто большее, чем символ не ориентированного на Москву сотрудничества.
Тем больший интерес представляет характер и содержание писем, полученных президентами Азербайджана, Грузии и Узбекистана от их американского коллеги. Текстуально они мало отличаются друг от друга. Сначала благодарность за поддержку в афганской операции. Гейдару Алиеву -- отдельно: «Благодаря Вашему лидерству азербайджанские солдаты несут службу в Афганистане наряду с нашими силами». Затем, как под копирку, г-ну Алиеву и Эдуарду Шеварднадзе: «В результате политики президента Ирака Саддама Хусейна в отношении мирового сообщества мы в ближайшее время можем столкнуться с большими трудностями».
Но, пожалуй, самым выразительным выглядит послание Буша президенту Узбекистана Исламу Каримову. «Быть лидером, как Вы хорошо знаете, означает не уклоняться от вызовов, -- пишет президент США. -- В этом новом веке мир сталкивается с глубоким вызовом, состоящим из сочетания оружия массового поражения, бедствия терроризма и государств, которые спонсируют или поощряют терроризм... Вклад Узбекистана в эти усилия (по противостоянию терроризму. -- Ред.) значителен, и я чрезвычайно признателен за это».
И действительно, г-н Каримов больше чем кто-либо на пространстве СНГ был откровенен в выражении своей солидарности с Америкой в эти дни: «Полная поддержка Узбекистаном действий США не будет зависеть ни от каких новых решений Совбеза ООН... Если ОМУ попадет в руки террористов, ситуация выйдет из-под контроля мирового сообщества. 11 лет идет эта бодяга, эта тяжба с Хусейном, и мы не имеем права играть с такой проблемой».
Позиция Ислама Каримова выглядит наиболее безоговорочной и безапелляционной, если вспомнить, что Узбекистан является наиболее уязвимой страной с точки зрения угроз, которые представляет изнутри ее исламский радикализм. Поэтому обещание Джорджа Буша «не забыть тех, кто стоял вместе с нами в этот исторический момент» (с вариациями -- «плечо к плечу» в посланиях к Алиеву и Шеварднадзе) может быть особенно важно для Ташкента. Каримов не стал уточнять, что он надеется на помощь США в противостоянии «узбекским» угрозам.
В отличие от него президент Грузии Эдуард Шеварднадзе не стал скромничать и напомнил о своих «болячках». Вчера в интервью грузинскому телевидению он заявил, что «отлично понимает Буша, который просто не верит в Совбез ООН, не могущий принимать решений по обеспечению мира на всей планете. Грузия испытала это на себе, когда ни одна из 28 резолюций Совбеза не выполнена». Г-н Шеварднадзе теперь надеется, что «поддержка Грузией США означает и активное подключение в будущем этой страны вместе с Россией и другими государствами к урегулированию конфликта в Абхазии».
Таким образом, США, заручившись безоговорочной поддержкой тридцати союзников, набирают, кажется, почти такое же количество не вполне ясных обязательств по отношению к ним. Сколько времени потребуется для их выполнения и выполнимы ли они в принципе -- этот вопрос остается открытым.
Аркадий ДУБНОВ