Время новостей
     N°48, 19 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.03.2003
Март мурлычет в МУАР
В музее архитектуры наступила выставочная оттепель
Кажется, все уже потеряли надежду на то, что выставки в Музее архитектуры снова станут героями страниц респектабельных журналов и деловых газет. А вот гляди ж ты... После осенне-зимней апатии и спячки слегка забытый всеми музей пробудился. Услышал звон капели, мурлыканье мартовских котов. В его окнах-очках заиграло весеннее солнышко. Старина МУАР потянулся, улыбнулся и распахнул двери для нескольких хороших выставок. Очень, кстати, весенних по настроению.

Весна света

Легендарный фотограф русской архитектуры Александр Александров спешить не любил. По рассказам ученых, для чьих книг Александров снимал древнерусские города, фотограф мог месяцами ждать подходящей погоды, а приехав на место, сутками не брать в руки камеру, отлавливая нужный свет. Ученый изведется весь: мол, что же ты делаешь? Издательские планы срываются. Командировочные кончаются. А Александров хитро посмеивается, произнося загадочную фразу: «Ждем весну света».

Что такое «весна света», можно понять, посетив открывшуюся в главном здании МУАР выставку классика французской фотографии Фелипе Ферре. Так же как и Александров, и еще, пожалуй, автор лучших фотографий архива МУАР Михаил Чураков, Фелипе Ферре в своем творчестве никуда не спешит. Несуетно в течение двадцати пяти лет он фотографирует архитектуру Парижа. Своими работами иллюстрирует ни много ни мало сорокатомную энциклопедию с текстами, рисунками и чертежами парижских архитекторов. Кроме того, выпускает собственные книги, например признанную в профессиональной среде монографию «Гектор Гимар, архитектор модерна». Работы Ферре трижды удостаивались премии Парижской академии изящных искусств.

Подобно Александрову Ферре может ждать месяцами, а снимать неделями -- одно-единственное здание. Никаких сногсшибательных ракурсов, никакой клипмейкерской режиссуры. Классические панорамы. Программные перспективы. Оба классика, Александров и Ферре, в своем творчестве доверяют только Архитектуре и Свету. Ждут и наблюдают, когда весной воздух станет прозрачным, а зелени и мельтешащих бликов еще нет. Когда солнце соблаговолит лучом-резцом превратить плоский фасад в объемную скульптуру, чтобы планы «звенели», как в рисунках и гравюрах древних архитектурных трактатов. В их фотографиях архитектура -- эквивалент идеального пространства жизни, формула весны.

Икарушки International

Экспериментальной сценической площадкой Музей архитектуры снова выбрал средневековые катакомбы Аптекарского приказа. Только что там прошла выставка фантасмагорических коллажей архитектора-бумажника Бориса Зосимова (конструктивистский клуб, собранный из античных руин, как вам это нравится?). На днях парад замечательных чудаков и оригиналов продолжился выставкой летающих человеков, выпущенных из мастерской близкого к митькам архитектора Василия Щетинина. Вдохновившись, с одной стороны, стародавним образом «людоптицы» со всеми вытекающими отсюда «летатлинами», с другой стороны -- медиальными фантазмами в духе латексных «спайдерменов» и «бэтменов», Щетинин изготовил совершенную модель «Икарушка». Дернешь за веревочку -- деревянный парубок начнет ножками сучить, туловом вихлять, головой вертеть, ручками махать. Перепончатые крылья движутся вверх-вниз, вниз-вверх. Икарушка летит. В Аптекарском приказе их набилась целая стая. Когда все они ритмично машут крыльями, возникает жгучее желание заменить ими грачей с небезызвестной картины Саврасова и радоваться наступлению весны в МУАР.

Сергей ХАЧАТУРОВ, Лев РАССАДНИКОВ