|
|
N°167, 15 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кулик больше не собака
Олег Кулик временно перестал быть собакой и превратился в птицу, приделал себе клюв-кисточку и начал рисовать. Но при этом вновь предстал перед публикой обнаженным (потому что от складывавшегося годами имиджа русского эпатажного художника отказываться теперь уже крайне невыгодно). О реакции зрителей (немногие финны раньше видели перформансы голого Кулика) можно судить по такому забавному факту: после представления к Кулику подошла горячая финская девушка и нашептала ему на ухо, что хочет от него, художника Кулика, ребенка. О чем Кулик и сообщил вашей покорной слуге. То есть девушка отреагировала на перформанс скорее как дилетант, неподготовленный к встрече с актуальным прекрасным: «Не знаю, какой Кулик художник, но как мужчина он хоть куда». По-женски девушку я очень даже понимаю: у Кулика действительно красивое мускулистое тело, а во время перформанса он принимал привлекательные позы античных атлетов. Но вообще-то Кулик еще и хороший художник-акционист.
Перформанс назывался «Кулики». Он посвящен творчеству как таковому, в частности мучительному процессу написания автопортрета. Посреди темного зала -- площадка, огороженная двумя экранами из матового стекла. На одном -- видео неподвижной головы Кулика-первого, контуры которой и очерчивает своим клювом Кулик-второй. На втором экране проецируется видеоизображение собственно творческого процесса -- камера прикреплена на голове художника. На протяжении всего перформанса неподвижная голова Кулика-первого постоянно ругается (по-русски и по-английски), оскорбляя Кулика-второго. Оскорбляет просто потому, что, как любой модели, ей, голове, тяжело выдержать акт портретирования. «Кулик, отпусти меня. Ты же не художник и не собака. Отпусти и не мучай меня. Ты не художник, а говно собачье, ты бездарь, тщеславная бездарь. Я тебя ненавижу». Напряжение возрастает -- дальше начинаются сплошные нецензурные ругательства. В конце концов терпение Кулика-второго лопается, он бросает в экран баночку с краской и добивает Кулика-первого клювом. Стекло бьется вдребезги. Кулик-первый корчится и умирает. Кулик-второй исполняет ритуальный танец победителя. Вот, собственно, и все.
Напоследок, как полагается, про деньги. Кулик -- самый продаваемый на Западе товар отечественного современного искусства. Он продает все -- инсталляции, объекты, фотографии. Умудряется продавать даже перформансы. Вход на Кабельную фабрику был платным -- 60 финских марок (почти десять долларов). Народу было человек 150. Значит, за двадцать минут перформанса организаторы заработали на Кулике полторы тысячи долларов. Совсем не плохо.
Софья КРЫНСКАЯ, Хельсинки