|
|
N°48, 19 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Банкиры вышли на тропу войны
Против правительства и Центробанка
Накануне рассмотрения в Госдуме ключевых документов финансовой реформы крупнейшие банки пришли к выводу о том, что правительство не умеет писать законы, соответствующие интересам банковского сектора. А поэтому «законы надо писать самим». Вчера на «круглом столе» «Актуальные вопросы развития банковской системы», банкиры при поддержке депутатов Госдумы раскритиковали Минфин, МЭРТ и ЦБ за непрофессионализм и нежелание поддерживать бизнес. Так, глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян пообещал «поставить вопрос о реформировании Банка России», если ЦБ не изменит своей позиции по ставкам резервирования.
Сначала экономическим министерствам досталось за проведение «политики приоритета иностранных банков» (председатель правления Сбербанка Андрей Казьмин) и задержку всей банковской реформы. Представители top-10 жаловались на правительственный закон о валютном регулировании (сейчас он готовится ко второму чтению в Госдуме), который в совокупности с будущим членством России в ВТО поставит отечественных банкиров перед необходимостью конкурировать с крупнейшими банками Европы и США. «Снимаются ограничения на трансграничные операции, то есть наши компании смогут свободно кредитоваться у зарубежных банков, которые действуют совершенно в других условиях надзора», -- поясняет г-н Тосунян.
Конкуренции не выдержит даже Сбербанк с наиболее дешевыми пассивами и кредитами на рынке. «У нас, например, беспредельная ситуация с налогообложением, -- сообщил в этой связи г-н Казьмин. -- В случае, если банк выдает кредит по ставке, которая на определенную величину ниже ставки рефинансирования, кредит подпадает под повышенное налогообложение». Таким, образом «те компании, которые могут получить кредит за рубежом напрямую, оказываются в более выгодных условиях». Банкиры с досадой припомнили первому замминистра финансов Алексею Улюкаеву слова о том, что крупнейшие корпоративные клиенты неизбежно будут финансироваться в иностранных банках. При этом МЭРТ, по словам председателя совета директоров Росбанка Евгения Иванова, «говорит о протекционизме для ряда отраслей экономики, но только не для банковского сектора».
Вообще же, как обратил внимание г-н Иванов, банковская реформа зависла, не успев начаться. «У правительства была концепция развития банковского сектора, срок которой истечет уже в следующем году, -- сообщил банкир. -- И, как я вижу, большинство предусмотренных ею мер до сих пор находятся в стадии обсуждения». «Создается впечатление, что усилия исполнительной власти сосредоточены на несуществующих или второстепенных проблемах, -- добавляет Андрей Казьмин, -- что суть банковской реформы -- в выходе ГУПов из капитала банков или выходе государства из Внешторгбанка». В чем на самом деле должна заключаться эта суть, глава «Сбера» не уточнил.
По каким-то причинам на «круглый стол», организованный АРБ и агентством АК&М, не пришел ни один представитель правительства, хотя практически все претензии высказывались к нему. Больше всего нареканий вызвало законотворчество кабинета, который помимо законопроекта о валютном регулировании и вредных положений Налогового и Гражданского кодексов написал еще и непопулярный у банков закон о страховании вкладов. Депутат Госдумы Павел Медведев даже резюмировал, что «почему-то именно те законы (по банковской реформе. -- Ред.), которые подготовлены правительством, написаны крайне неаккуратно». По словам г-на Казьмина, часто законы пишутся людьми, «которые ни дня в банке не проработали и не понимают проблем банков». «А когда им задаешь какие-то вопросы, они теряются», -- посетовал менеджер.
В результате банкиры сделали свой главный вывод (который, впрочем, не попал в итоговые тезисы «круглого стола»): «законодательные акты надо писать самим». С этим мнением г-на Казьмина согласились и представители менее крупных банков -- глава Всероссийского банка развития регионов Дмитрий Титов и председатель правления Газэнергопромбанка Лариса Ларина. Они попросили Гарегина Тосуняна более активно заняться этой проблемой. А тот в этой связи сообщил, что его ассоциация намерена стать содокладчиком на заседании правительства, посвященном обновленной Стратегии развития банковского сектора. «В наши намерения входит активно участвовать в законодательном процессе», -- заявил в этой связи г-н Тосунян. Хотя, как обратил внимание уже после встречи один из ее участников, «пока АРБ не написала ни одного закона, как это делает, например, лоббист реального сектора РСПП».
Несколько теплых слов по традиции было сказано и о Банке России, упорно не желающем снижать нормативы отчислений в фонд обязательных резервов и к тому же ужесточающем надзор за участниками и без того нерентабельного рынка. Председатель правления Импэксбанка Дмитрий Еропкин отметил, что пока единственным успехом ЦБ на стезе дерегулирования банковского сектора является принятие новой инструкции по укрепленности кассовых узлов, которая к тому же «оказалась не столь эффективной». «Кассовые узлы -- это маленький кирпичик в стену (дерегулирования. -- Ред.), -- заявил г-н Еропкин, а ФОР -- это большой кирпич». Тема обязательных резервов сильно взволновала президента АРБ, который упорно борется за их снижение. Гарегин Тосунян заявил, что если Центробанк не снизит ставки по ФОРу или не объяснит внятно своего нежелания сделать это, то «банковское сообщество поставит вопрос о реформировании Банка России» и будет обсуждать «адекватность тех людей, которые принимают решения в ЦБ».
За Центробанк на «круглом столе» было кому ответить. Директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский вновь напомнил, что «ФОР не является инструментом стимулирования развития банков», а у ЦБ есть и более приоритетные задачи: «Банк России -- единственный государственный орган, который по Конституции отвечает за устойчивость национальной валюты». Впрочем, сама идея реформировать ЦБ г-на Симановского настроила на веселый лад.
ФОТО: Гарегин Тосунян пообещал реформировать ЦБ
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ