Время новостей
     N°47, 18 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.03.2003
Мостик из шестидесятых в нулевые
В галерее «Сэм Брук» открылось «Пространство переживаний» Владимира Янкилевского
Ретроспектива классика нонконформистского искусства Владимира Янкилевского проходит в галерее «Сэм Брук». Янкилевский более известен как концептуальный художник, который одним из первых в России (наряду с Ильей Кабаковым) начал работать в жанре инсталляции. На выставке представлена другая грань его творчества. Подобно многим нонконформистам, Владимир Янкилевский дебютировал абстракцией. Этому предшествовало годичное обучение в легендарной студии Элия Белютина, одной из главных лабораторий авангардного искусства в послесталинской Москве. Дебют Янкилевского состоялся в Манеже -- на выставке-провокации в декабре 1962 года. Сегодня те самые, разгневавшие генсека «манежные» работы выставлены в галерее «Сэм Брук». Это картины из цикла «Тема и импровизация».

Благодаря грамотной режиссуре экспозиции понимаешь, что язык абстрактного искусства остается важным для художника и сейчас. Пластические мотивы ранних работ находим в сериях, выполненных два-три года назад. А картины из частных коллекций (в том числе из коллекции композитора Альфреда Шнитке) служат мостиком из шестидесятых годов прошлого века в «нулевые» столетия нынешнего. Инсталляций на выставке нет совсем, но тем, кто без них жить не может, предлагаются графические листы 90-х, на которых изображения инсталляций соседствуют с абстрактными мотивами. Знаменитые «люди в ящиках», метафоры и советской коммунальности, и персональной отчужденности, как ни странно, смотрятся менее тяжело и беспросветно по соседству с собственно абстрактными импровизациями, хмурыми и депрессивными, как мрачнейшая низкая медь во втором Concerto grosso Шнитке.

Интересно, что галерея «Сэм Брук» является своеобразным московским аналогом Отдела новейших течений Русского музея в Петербурге. Она отвечает за современное искусство в формате выставочной политики Третьяковской галереи, то есть в рамках традиции -- как иконографической, так и искусствоведческой. Судя по выставке Владимира Янкилевского, в контексте традиции у нас потихоньку оказываются и крупнейшие мастера второй половины ХХ века. Это не может не радовать -- не все же им проходить по категории «признанный на Западе».

Валентин ДЬЯКОНОВ