|
|
N°47, 18 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стрельба от избытка чувств
В ходе выборов дагестанского парламента никого не убили
В воскресенье в Народное собрание Дагестана было избрано 97 (из 121) депутатов парламента. Остальные мандаты будут «разыграны» во втором туре. Общая по республике явка избирателей была, как обычно на Северном Кавказе, довольно высокой -- 65%. Избирателям при этом предстояло не только определиться со своим кандидатом, но и разобраться в новой для Дагестана избирательной системе, при которой в округах, где в достаточно больших количествах проживают представители разных национальностей, за каждой из них закреплялся отдельный мандат (такие округа получили название многомандатных). Отметим, что нынешняя кампания по выборам парламента отличалась от всех предыдущих: впервые выборы в Дагестане не сопровождались ни убийствами, ни покушениями на кандидатов. Правда, не обошлось без стрельбы на одном участке, но, по предварительным данным, это не было силовой акцией. Стрельбой в воздух сторонники одного из кандидатов просто выразили свою любовь к нему.
Не исключено, что после выборов Дагестан наконец-то пробудится от долгой политической спячки. В парламент, вопреки ожиданиям главного автора новой избирательной системы, председателя Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова, прошло много представителей оппозиции. Среди них неоднократный чемпион мира по вольной борьбе Сагид Муртазалиев, которого, г-н Магомедов лично просил не выдвигать свою кандидатуру на этих выборах, и 32-летний глава ГТРК «Дагестан» Тагиб Абдусамадов, назначению которого руководство Дагестана активно противилось. Сохраняет шанс пройти в Народное собрание и Надиршах Хачилаев, бывший депутат Госдумы, который еще в конце 90-х требовал не только отставки нынешнего дагестанского руководства, но и шариатского суда над ним. Он вышел во второй тур по одному из округов в горной части республики.
Роль нового парламента будет значительной еще и потому, что в 2006 году его депутатам предстоит войти в Конституционное собрание республики, которое должно будет избрать нового главу Дагестана. Быть может, именно этим объясняется повышенная нервозность властей в канун выборов. Она выразилась, в частности, в достаточно открытом давлении на свободную прессу. Менее чем за месяц до голосования одна из государственных типографий Дагестана отказалась печатать очередной номер газеты «Дагестанцы» -- весьма популярного в последнее время издания, содержащего много критических материалов о республиканских властях. Мартовский номер газеты печатался за пятьсот километров от дагестанской границы, в Минеральных Водах.
Константин КАЗЕНИН, Махачкала