|
|
N°167, 15 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европейские мечтатели
ЗЕС умер, но дело его живет
Западноевропейский союз (ЗЕС) умер. Факт его кончины формально засвидетельствован принятой третьего дня Марсельской декларацией совета ЗЕС. Она гласит, что существующий с 1954 года военно-политический союз стран Западной Европы формально ликвидируется летом 2001-го, а его структуры и функции должны быть поглощены Европейским Союзом в лице ведомства господина Соланы.
Закрывается клуб, где представители западноевропейских стран могли искренне помечтать о военно-политической независимости Европы от США и даже изредка расставить флажки на схемах будущих военных операций. Ведь за последние годы немногочисленный и скудно финансируемый аппарат ЗЕС проделал колоссальный труд по разработке, вплоть до самых мельчайших деталей, планов самостоятельного вооруженного миротворчества. С военно-технической точки зрения эти планы были близки к совершенству и предусматривали осуществление силами западноевропейских держав фактически всего спектра военных операций малого и среднего масштабов. Вот только хороши они были лишь на бумаге, поскольку странам ЗЕС всегда недоставало политической воли и материальных возможностей, необходимых для воплощения данных планов в жизнь.
По существу, у ЗЕС был только один шанс подтвердить свою квалификацию. В марте 1997 года бунт разоренных вкладчиков финансовых пирамид поставил Албанию на грань гражданской войны. Ситуация идеально подходила для практической обкатки разработанных в "штабах" ЗЕС сценариев миротворческого вмешательства без привлечения США. Но и тогда лидеры стран ЕС не смогли принять политического решения и поручили Италии почти самостоятельно "разруливать" кризис. Мечты и планы остались нереализованными.
Тем не менее уход в небытие ЗЕС не означает того, что Европа отказывается от военно-политических амбиций. Напротив, представители Евросоюза, и в особенности верховный представитель г-н Солана, всячески подчеркивают неразрывность процесса становления единой Европы с обретением ею оборонной идентичности. Но угроза возникновения вооруженного конфликта в Старом Свете теперь минимальна, общую европейскую валюту безудержно лихорадит, а перед структурами ЕС высится гора проблем, связанных с расширением на восток. Так что до военного строительства руки у европейцев дойдут еще не скоро. А если и дойдут, то дело наверняка ограничится политическими заявлениями и расстановкой новых красивых флажков на карте.
Но великая европейская мечта о военной самодостаточности будет жить. Грядущие поколения офицеров и бюрократов напишут новые несбыточные планы. Европейский Союз обрастет бесчисленными структурами военного планирования, а также учета и контроля. А значит, и Россия сохранит наивную веру в то, что старушка Европа, вырвавшись из объятий США, пустится-таки в самостоятельное плавание по неспокойным водам мировой политики.
Тимофей БОРДАЧЕВ, старший научный сотрудник Института Европы РАН