|
|
N°47, 18 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Предвыборный бюджет
Правительство до сих пор не знает, какие налоги оно будет собирать в 2004 году
На этой неделе в России стартует бюджетный процесс. Старт будет дан в четверг на заседании правительства, на котором члены кабинета министров рассмотрят сценарные условия социально-экономического развития страны на 2002--2004 годы и на период до 2006 года. Этот документ и станет основой проекта бюджета-2004.
В этом году правительство Михаила Касьянова впервые столкнется с необходимостью проводить бюджет через Думу в преддверии парламентских выборов. Именно на эту особенность обратил внимание членов правительства президент Владимир Путин. «Нынешний год - предвыборный, и поэтому правительству будет сложно проводить бюджет», -- подчеркнул глава государства вчера на совещании с ведущими членами кабинета министров.
«В правительстве отдают себе отчет в том, что этот год предвыборный. Поэтому затягивать бюджетный процесс мы не намерены», -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» правительственный источник. Оптимизма чиновникам Белого дома прибавляет и стабильное финансово-экономическое состояние страны. «Исходя из этого, мы не предвидим никаких экстраординарных событий при прохождении бюджета», -- сказал источник.
Зампред думского комитета по бюджету и налогам Михаил Задорнов также уверен, что приближающиеся выборы сильно не скажутся на процессе подготовки и принятия бюджета-2004. «Определенное влияние будет, но я бы его не переоценивал», -- сказал парламентарий корреспонденту газеты «Время новостей». Опасность он видит в том, что до сих пор не обозначены контуры налоговых изменений, введение которых намечено на следующий год.
В Белом доме опасения г-на Задорнова разделяют. Минфин и Минэкономразвития до сих пор не представили в правительство не только необходимые законопроекты, но и расчеты изменений в экономике, которые могут произойти в результате тех или иных налоговых нововведений. «А до тех пор, пока не определено, какие налоги мы будет собирать, мы, естественно, не сможем знать доходную базу бюджета», -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» источник в правительстве. Впрочем, этот факт отнюдь не мешает главе Минфина уже сейчас говорить о расходах будущего федерального бюджета. Вчера г-н Кудрин заявил, что непроцентные расходы планируется снизить в следующем году на 1,3%. Однако, если цена на нефть будет оставаться высокой, то, по его словам, такого сокращения может и не понадобиться.
По данным газеты «Время новостей», Минэкономразвития подготовило расчеты развития российской экономики по пессимистическому и оптимистическому сценариям. Пессимистические расчеты строятся на основе среднегодовой цены на нефть 18,5 долл. за баррель, оптимистические -- 22 долл. за баррель. Впрочем, вчера Алексей Кудрин заявил, что уже сейчас оптимистический вариант вполне можно пересмотреть, так как рейтинговые агентства скорректировали свой прогноз среднегодовых цен на нефть на следующий год до 25--26 долл. за баррель. И, по некоторым данным, Минэкономразвития уже пересматривает свои расчеты.
Бюджетный процесс 2004 года будет существенно отличаться от 2002 и 2003 годов. Во-первых, осенью будет пик избирательной кампании, когда Госдума, даже самые лояльные к правительству фракции все-таки в большей степени думают не об экономической политике, а о своем собственном будущем. И, соответственно, настроены больше принимать разного рода популярные, иногда даже популистские решения, чем, скажем, решения экономически или социально жесткие, несмотря на то, что они наиболее нужные и взвешенные. Во-вторых, будет сказываться ситуация на мировых рынках. Теперь уже ясно, что война в Ираке -- факт почти состоявшийся. Через несколько месяцев мы получим ответ на вопрос, что будет с ценами на нефть. Ясно, что скорее всего нынешняя благоприятная ситуация изменится, и соответственно, в бюджете 2004 года нужно будет делать существенную корректировку на то, что средняя цена на нефть может оказаться значительно ниже. В-третьих, не менее важно знать, каков будет приток валюты в страну и каков будет валютный курс. Если приток валюты сохранится достаточно высоким, а ЦБ продолжит политику по сдерживанию роста курса рубля, то оборотной стороной этого процесса будет достаточно высокая инфляция, что также для бюджета параметр ключевой.
Последние годы мы живем с профицитным бюджетом. Это обосновывалось необходимостью создания финансового резерва для расплаты по внешним долгам, локальный пик которых как раз приходился на нынешний год. Но сейчас эта проблема может считаться закрытой, поэтому я совсем не уверен, что нам в 2004 году нужно по-прежнему иметь профицитный бюджет и продолжать наращивать финансовый резерв. Мне кажется, что гораздо более разумной была бы политика снижения налогов для стимулирования экономического роста и выхода экономики из тени, что в свою очередь даст прирост доходов в бюджет.
Андрей НЕЧАЕВ, президент Российской финансовой корпорации
Михаил ВОРОБЬЕВ, Ольга КОЛЕВА