|
|
N°166, 14 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все в шоколаде
"Арт-Манеж" собирается потакать зрителям
Пресс-конференция, посвященная пятому "Арт-Манежу", предвосхищает открытие этой художественной ярмарки почти на месяц. После пресловутого прошлогоднего судебного процесса по поводу акции Авдея Тер-Оганьяна "Юный безбожник" (как известно, художник рубил топором православные иконы), превратившей "Арт-Манеж" в настоящую "горячую точку" современного искусства, ярмарка сменила руководство. Директор зала "Манеж" Станислав Каракаш, новый директор "Арт-Манежа" Полина Васильева и Владимир Овчаренко, хозяин галереи "Риджина" и куратор специального проекта "Искусство из первых рук", на разные лады заверяли собравшихся, что никаких скандалов не предвидится, а новая политика ярмарки состоит в ее обращенности к широкому потребителю, который непременно найдет искусство на свой вкус. Изменился и состав участников. В «Арт-Манеже-2000» по тем или иным причинам не участвует ни одна из известных галерей, специализирующихся на актуальном искусстве. Галерее Марата Гельмана, поначалу принявшей приглашение, затем было отказано в участии. Дирекцию устрашило имя Тер-Оганьяна в списке представленных на стенде художников галереи. Именно имя, а не сами работы -- невинные и минималистически-эстетские: помещенные под стекло белые трафареты Матисса, Ротко и прочих классиков модернизма, превращенные в подобие шаблонов "Раскрась сам".
Впрочем, "Арт-Манеж" явно не останется без актуального искусства. Все оно -- от Ивана Чуйкова до Константина Звездочетова, от англичанина Майка Келли до словенцев Ирвинов -- будет представлено в специальном проекте Владимира Овчаренко "Искусство из первых рук". Овчаренко -- галерист, в свое время при помощи Олега Кулика сделавший провокацию эффектной имиджевой стратегией. На пресс-конференции Овчаренко сказал, что провокация одного художника не должна мешать другим. В качестве примера "позитивной" провокации он привел акцию, имевшую место на Берлинской ярмарке: некая художница покрыла стенд своей галереи густым слоем шоколада и карамели.
Чрезмерная сладостность, даже сервильность также может быть провокативной. Уже историческая выставка "Искусство из первых рук", чье название стало слоганом "Риджины" и перешло к арт-манежному проекту Овчаренко, когда-то почти испугала зрителей своей услужливостью -- картины мэтров отечественного современного искусства протягивали зрителю просунутые сквозь прорези в стенах живые руки. Для "поддержки" современного искусства был рекрутирован едва ли не полк солдат. Декларативная ориентация на "консьюмеризм" в отсутствие реального арт-рынка в качестве своего рода провокации -- именно такой может оказаться тактика грядущего "Арт-Манежа", с его изобилием нежных женских имен в названиях галерей: "Аврора", "Арина", "Елена" и даже "ПутИнна".
Ирина КУЛИК