|
|
N°46, 17 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«У россиян мы попросили спецодежду и противогазы»
Недавно на вопрос журналистов, как Россия может участвовать в событиях в Персидском заливе, один высокопоставленный американский дипломат без шутки заявил: «Ну, например, Москва может отправить туда МЧС». Это отдавало цинизмом: вроде как Россия, активно выступающая против войны, годится только на то, чтобы «мертвому ставить припарки». Однако гуманитарная помощь МЧС, похоже, действительно становится пока единственной формой возможного участия России в иракской войне. Об этом в Москве договаривается спецпредставитель лидера оппозиционного Саддаму курдского движения «Патриотический союз Курдистана» (ПСК) г-н Латиф РАШИД. Одновременно он член ЦК оппозиционного «Иракского национального конгресса». С ним беседует обозреватель газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА.
-- Курдская оппозиция поддерживает американскую идею войны против Саддама?
-- Мы против диктатуры, мы за демократические изменения в Ираке, за многопартийность. Вот наши задачи. А войну объявляем не мы, не нам решать.
-- С кем вы встречались в Москве?
-- С высокопоставленными дипломатами в МИД России (в том числе на уровне замминистра, однако и курдский представитель, и российские дипломаты предпочитают не афишировать это. -- Ред.). Мы рассказали о видении будущего Ирака, территориальная целостность которого должна быть сохранена на основе федерального устройства. Сегодня у нас встречи в Думе. Я привез два письма от нашего лидера Джаляля Талабани -- президенту России и главе МИДа. В субботу у нас были встречи в МЧС России. Мы попросили о гуманитарной помощи, которая наверняка потребуется в случае войны. Нам нужны спецодежда и противогазы, защищающие от химоружия. Мы опасаемся использования против нас такого оружия Саддамом. Мы ожидаем потока беженцев, поэтому запросили палатки и лекарства. Еще у нас проблема мин, оставшихся со времен ирано-иракской войны, мы предложили заняться и этим.
-- Попросите противогазы у ваших друзей-американцев, у израильтян...
-- Мы просим у всех. Это гуманитарная помощь. И для нас очень важно углубление отношений с россиянами. Нам бы хотелось, чтобы они участвовали в строительстве будущего Ирака. По правилам рыночной конкуренции, конечно. Мы против того, чтобы Ирак стал опорой только одного государства.
-- Вы ждете Россию, несмотря на ее нынешнюю позицию в Совбезе ООН?
-- Конечно, у нас есть вопросы по российской позиции. Надо, чтобы Москва поддержала коренные перемены в Ираке. Чтобы она влилась в стан тех союзников, которые за изменения. Демократическая страна должна поддержать новую демократию.
-- А если Россия продолжит свою антивоенную линию?
-- Если Россия продолжит поддерживать диктатуру, то мы это учтем в будущем. Это повлияет на наши отношения, в том числе и на экономические. Нам помощь нужна сейчас. Именно сейчас. Впрочем, встречи в вашем МИДе показали, что ваши дипломаты тоже согласны с необходимостью демократических изменений в Ираке. Но они оговариваются, что не вмешиваются во внутренние дела государств. Хотя проблемы Ирака -- это уже не его внутренние дела! Иракский режим уничтожил более четырех тысяч курдских деревень -- как закрыть на это глаза? Мы требуем в перспективе компенсаций за это. Ирак -- это международная проблема, ее каждый день ООН обсуждает. Ирак уже давно не единое государство (северный Ирак после войны в Персидском заливе не подчиняется Багдаду и находится под защитой американцев. -- Ред.). Нет уже такого государства -- Ирак! Даже полноценного бюджета у Ирака нет -- иракскими деньгами распоряжается ООН.
-- Почему оппозиция до сих пор не сформировала чрезвычайное временное правительство? Из-за разногласий?
-- Пока у власти в Багдаде Саддам, в формировании такого правительства нет смысла. Сейчас все оппозиционные группировки проводят консультации, многие оппозиционные лидеры находятся в Северном Ираке (в частности, лидер «Иракского национального конгресса» Ахмад Чалаби. -- Ред.). Вообще же в Ираке надо провести свободные выборы, чтобы сформировать правительство. Лучший вариант -- совместное руководство. Мы не приемлем военного правления -- ни американского, ни иракского.
Беседовала Елена СУПОНИНА