Вчера начался обратный отсчет времени перед войной в Ираке. Сделано это было на Азорских островах, в Атлантике, в равной удаленности от Европы и Америки. Там за колючей проволокой в офицерском клубе военно-воздушной базы Лажиш, арендуемой американцами, состоялся двухчасовой саммит сторонников немедленного удара по Ираку. Среди участников -- знакомые все лица: президент США Джордж Буш, премьеры Великобритании и Испании Тони Блэр и Хосе Мариа Аснар. Они и решали вопросы войны и мира. Прозвучали известные подходы. «Практически неизбежной» назвал военную акцию против Ирака формальный хозяин встречи премьер-министр Португалии Жозе Мануэл Дуран Баррозу.
После того как военного ультиматума, дипломатично упакованного в проект новой резолюции по Ираку, не удалось добиться в Совете Безопасности в Нью-Йорке, тройка Буш -- Блэр -- Аснар почти махнула на Совбез рукой. Премьер Испании Хосе Мариа Аснар откровенно заявил, что новая резолюция «желательна с политической точки зрения», но ее принятие отнюдь «не является необходимым правовым условием» -- «все резолюции по Ираку -- от 687-й до 1441-й -- учитывают возможность начала войны в случае необходимости».
Формально азорские договоренности не подрывают авторитета Совета Безопасности ООН. Но суть их абсолютно прозрачна: заменить неработоспособный, по мнению воинствующей тройки, Совбез гибкой трансатлантической коалицией, которая могла бы в будущем перерасти в прообраз нового органа, регулирующего систему международной безопасности. Недаром же советники премьера Аснара вспоминают Ялту 1945 года. Тогда Сталину, Рузвельту и Черчиллю удалось создать существующую поныне систему международной безопасности. Однако, на взгляд американцев и примкнувших к ним «новоевропейцев», эта система устарела.
«Свободным нациям мира предстоят важнейшие дни», -- заявил в субботнем радиообращении к народу президент Буш. В его голосе звучало нетерпение. Нетерпелив и испанский премьер Аснар -- ввести Испанию в клуб великих и избранных («чтобы с ней считались», любит повторять он). Нетерпелив и Блэр, зашатавшееся премьерское кресло которого может спасти быстрая победоносная война. Станет ли нетерпение залогом создания новой жизнеспособной системы безопасности? Или от нее останутся лишь ковбойская шляпа Буша на гвозде, почти сталинские усы Аснара и французская авторучка Блэра? Однажды в порыве дружбы президент Жак Ширак подарил британскому премьеру дорогую ручку (795 долларов -- именно за эту сумму Тони Блэр выкупил ее у британской казны), с тех пор она сопровождает Блэра во всех его исторических вояжах. Этим пером Блэр и может подписать акт о войне.
Накануне саммита на Азорах миролюбивая ось Париж--Москва--Берлин и «поддерживающий их Китай» срочно приняли контрмеры. «В нынешних обстоятельствах ничто не оправдывает отказ от процесса инспекций и применение силы, -- говорится в принятом ими в субботу заявлении. -- Инспекции приносят результаты. Разоружение Ирака началось. Все указывает на то, что оно может быть завершено в короткие сроки и в рамках правил, установленных Советом Безопасности». Заявление призывает министров иностранных дел стран -- членов СБ ООН незамедлительно, во вторник, собраться в Нью-Йорке и принять «одновременно требовательный и реалистичный» график разоружения. В отчаянной попытке остановить войну Париж готов сократить оставшийся срок инспекций до 30 дней. Но французский министр иностранных дел Доминик де Вильпен, говоря о войне, настроен пессимистично: «Трудно представить, как можно остановить эту машину».
Война начнется утром в среду, 19 марта, прогнозирует британская газета The Sunday Telegraph. «Вперед! Вперед! Вперед! -- призывает другая лондонская газета The Sun. -- Мораль и боевой дух солдат на заоблачной высоте, каждый день промедления тяжек». Сюрреализмом выглядит на этом фоне методичное уничтожение Багдадом своих боевых ракет (на начало недели уничтожено 68 из 100) и одновременное объявление Саддамом Хусейном военного положения в стране. Равно как донкихотством кажутся многотысячные демонстрации противников войны во многих странах мира. Полмиллиона человек вышли в выходные дни на улицы Мадрида, 300 тысяч -- Барселоны, 250 тысяч -- Монреаля. Крупные манифестации состоялись в Берлине, Париже, городах США. Контрастом выглядит субботняя антивоенная акция в Москве -- одна из самых малочисленных в этот день в мире. На улицы российской столицы вышло около тысячи манифестантов. Меньше, чем во время
вчерашнего московского парада в честь ирландского святого Патрика. Россия, как всегда, если и подключится к переделу мира, то последней.