|
|
N°46, 17 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Деньги голосуют «за»
СРП доказывают свою привлекательность для инвесторов
В 2000 году Владимир Путин, выступая на конференции «СРП-2000» в Южно-Сахалинске, говорил: «Соглашения о разделе продукции могут и должны стать важнейшей частью инвестиционной политики государства. Благодаря развитию механизма СРП должны получить позитивный импульс российские машиностроение, химия, металлургия, ряд других отраслей экономики. В конечном счете, это путь к дальнейшему повышению занятости и росту благосостояния российских граждан. Мы будем добиваться, чтобы работали гармонично, без разрывов и сбоев все механизмы СРП».
Надо сказать, что с тех пор развитие СРП в Сахалинской области пошло семимильными шагами. Если, например, по данным администрации области, в 2000 году с российскими предприятиями было заключено контрактов на сумму 94 млн долларов, то в 2001 году эта цифра составила 190,3 млн долларов, а в 2002-м -- 1445,82 млн долларов.
В конце 2002 года «ЛУКОЙЛ-Нефтегазстрой» совместно с иностранными партнерами выиграл тендер на один из крупнейших подрядов проекта -- проектирование, материально-техническое снабжение, строительство, установку и ввод в эксплуатацию трубопроводов по проекту «Сахалин-1», кроме того, был заключен целый ряд контрактов в рамках проекта «Сахалин-2». И вот уже на остров практически ежедневно стали прибывать специалисты, которые будут заняты в работах, проводимых компаниями «Дальмостострой», «Транстрой», «Балтийская строительная компания». Всего в первом полугодии на Сахалине ожидают до 1,5 тыс. прибывших в дополнение к 9 тысячам местных строителей. С начала года на остров завезено почти 150 единиц тяжелой строительной техники для прокладки трубопроводов и выполнения других работ. СРП превратился в стимул развития не только Сахалина, но и всей российской экономики.
Не отстают от российских подрядных организаций и инвесторы по проектам СРП. Если в 2000 году по проекту «Сахалин-2» было инвестировано 265,1 млн долларов, то в 2001 году эта цифра поднялась до 434,7 млн, а в 2002-м -- до 784,3 млн долларов. На 2003 год с государством согласованы программы работ и сметы расходов уже на фантастическую величину -- 1 млрд 722 млн долларов. Это практически те же объемы инвестиций, которые имеют лидеры российской нефтяной отрасли по всем их объектам (месторождения, трубопроводы, нефтеперерабатывающие заводы). А здесь -- всего по одному проекту! Высокая динамика и у «соседнего» проекта «Сахалин-1»: здесь на 2003 год запланированы инвестиции в размере 1 млрд 254 млн долларов.
Можно себе представить, сколько инвестиций получала бы страна, если бы в России действовало не три СРП, как сегодня («Сахалин-1», «Сахалин-2», Харьягинский проект), а хотя бы 10--20. В свое время (1995 год) в экономической программе партии «Яблоко» объем инвестиций, привлекаемый в Россию, по нескольким крупным проектам оценивался в 7--10 млрд долларов ежегодно на протяжении 10 лет. Тогда критики СРП считали эти расчеты ненаучной фантастикой. Но уже сегодня мы имеем всего лишь по двум проектам совокупный объем инвестиций в 3 млрд долларов в год. И эти цифры будут нарастать. Только газовая часть проекта «Сахалин-2» оценивается в 8,5 млрд долларов.
Динамичное развитие проектов на условиях СРП становится существенным фактором конкурентной борьбы: не инвестируя в российские проекты на условиях СРП, можно проиграть глобальную конкуренцию на нефтяном рынке. Это лишний раз подтвердила сделка BP--ТНК. Многие наблюдатели, пораженные суммой сделки (покупка 50% акций за 6,75 млрд долларов), не заметили тот факт, что большинство месторождений ТНК в сочетании с «Сиданко» -- это целый набор СРП в той или иной степени готовности. А вот ВР несомненно учитывала, что на условиях СРП она сможет разрабатывать по линии «Сиданко» -- Ковыктинское газоконденсатное месторождение, по линии ТНК -- Самотлорское нефтяное месторождение и Уватский проект, а также месторождения в рамках «Сахалин-4» и «Сахалин-5». Это наглядный пример того, как наличие проектов СРП у российских нефтяных компаний повышает их капитализацию.
Неудивительно, что прошедший в конце декабря в Лондоне аукцион по продаже относительно небольшого государственного пакета акций компании ЛУКОЙЛ дал прекрасные результаты -- 775 млн долларов. ЛУКОЙЛ имеет в своем инвестиционном портфеле целый ряд перспективных проектов СРП (в частности, «Харьяга» и «Северные территории») и, судя по всему, готовится реанимировать проект разработки на основе СРП Тимано-Печоры (оценочная стоимость инвестиций -- около 10 млрд долларов). Не случайно Вагит Алекперов в своем недавнем выступлении в Госдуме заявил, что ЛУКОЙЛ, имеющий опыт работы по системе раздела продукции в Азербайджане, Казахстане и Египте, считает, что «механизм СРП позволяет вовлекать в разработку наиболее сложные, капиталоемкие месторождения» и «иностранные компании не приступают к работе без закона о разделе продукции, потому что это единственный документ, который не меняется в течение 30 или 40 лет с момента подписания».
В последнее время некоторые правительственные чиновники пытаются затормозить развитие СРП. При этом изобретаются экзотические поправки в законодательство, которые объективно усиливают нестабильность инвестиционной деятельности в Российской Федерации. К таковым относятся, например, предложения выставить на аукцион на условиях действующей налоговой системы все месторождения, по которым принятыми федеральными законами уже дано право проведения переговоров и заключения СРП.
Можно, конечно, спорить о будущих новых проектах на условиях СРП. Но трудно согласиться с ограничением права проведения переговоров по проектам СРП, которое уже было предоставлено инвесторам федеральным законодательством. Между тем фактически именно на таких ограничениях настаивает в своем письме в правительство лидер фракции ОВР Вячеслав Володин.
Из этого вовсе не следует, что соответствующее законодательство является «неприкосновенным». Напротив, повышение эффективности механизма СРП предполагает совершенствование законодательства. «Решение этих вопросов, -- подчеркивал Владимир Путин, -- нельзя затягивать. И ключевая роль в решении этой проблемы отводится депутатам Государственной думы, которые напрямую влияют на законотворческий процесс. Во многом именно от их личной позиции будет зависеть успех правового регулирования СРП».
В ближайшее время Государственной думе предстоит обсудить некоторые законодательные предложения, касающиеся СРП, -- те предложения, о которых президент говорил в 2000 году, но которые не решены до сих пор. Для партии «Яблоко» с момента ее образования важным элементом улучшения инвестиционного климата в России является совершенствование режима СРП. И эта наша позиция никогда не менялась под влиянием политической конъюнктуры.
Алексей МЕЛЬНИКОВ, депутат Государственной думы РФ, комитет по бюджету и налогам, фракция «Яблоко»