|
|
N°46, 17 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Листовка от Аслана Масхадова
Принимать новую конституцию Чечни беженцы смогут прямо в палатках
За неделю до референдума по новой конституции Чечни в Грозном и нескольких окрестных селениях появились листовки с призывом принять участие в голосовании, подписанные главой Ичкерии Асланом Масхадовым. Более того, автор текста просит у жителей прощения за все тяготы и лишения, перенесенные ими в последние несколько лет. По его мнению, арабский мир отвернулся от Чечни и «подставил» ее, ближайшие соратники ее президента оказались врагами народа, а сама идея независимости от России была ошибочной. Правда, в подлинность подписи Аслана Масхадова под текстом воззвания не верят даже его давние противники из числа сотрудников администрации Ахмада Кадырова. Заместитель г-на Кадырова Таус Джабраилов считает, что такая перемена мировоззрения просто не могла случиться с Масхадовым. По мнению г-на Джабраилова, листовку скорее всего составили конкуренты Масхадова, которым хотелось бы «прибрать к рукам финансовые потоки, поступающие из иностранных государств». «Если же чудо произошло, Аслан Масхадов прозрел и понял бесперспективность ведения военных действий, мы глубоко благодарны Всевышнему за то, что он наконец-то поставил его на праведный путь», -- резюмировал замглавы Чечни.
По мнению сторонников администрации г-на Кадырова, появление таких информационных продуктов может свидетельствовать о глубоком расколе в рядах сопротивления. Сами сторонники сопротивления в последние дни это усиленно опровергают. В конце прошлой недели неофициальный представитель г-на Масхадова в Москве, глава Общественного института политической культуры чеченского общества Лема Шахмурзаев заявил журналистам, что президент Ичкерии контролирует свои вооруженные силы как никогда хорошо и вновь предлагает федералам мирные переговоры. По мнению г-на Шахмурзаева, переговоры эти неизбежны, причем Аслан Масхадов готов к самому широкому компромиссу. «Восемь вопросов он даже готов отдать в совместное ведение России и Чечни, -- сказал г-н Шахмурзаев. -- Важно только, чтобы в республике осталась своя правовая система, потому что после всего, что случилось, российская Дума не имеет права устанавливать для нас правила». К предстоящему референдуму г-н Шахмурзаев относится скептически: он считает, что, проведя плебисцит, «Россия сузит для себя пространство политического маневра». Очевидно, имеется в виду, что после референдума федеральный центр потеряет право на широкомасштабное применение силы, а именно на силовом превосходстве и основывается, по мнению сепаратистов, российское преимущество в Чечне. Кроме того, единственным легальным партнером для России останется в Чечне Ахмад Кадыров, а все его оппоненты окажутся аутсайдерами.
Впрочем, Москва и так давно отказалась от идеи переговоров с Масхадовым. Но и применять силу до бесконечности тоже нельзя. Ключ же к политическому урегулированию и миру в Чечне Кремль видит именно во всенародном принятии конституции. По словам помощника президента Сергея Ястржембского, после этого можно будет обсуждать и вопросы разграничения полномочий. Другими словами, противников России приглашают не за стол переговоров, а к избирательным урнам.
Вопрос в том, согласятся ли последние принять предлагаемые правила и признают ли потом результаты голосования. Формально юридических претензий к этой важной процедуре все еще много, хотя власти стараются снять хотя бы часть из них за оставшуюся до голосования неделю. Например, в минувшие выходные было решено устроить два избирательных участка в Ингушетии -- в палаточных лагерях оказалось так много желающих голосовать, что везти их всех в Чечню на автобусах вышло бы чересчур дорого. Видимо, теперь следует ожидать возмущения со стороны чеченских общин в других регионах России, которым такие демократические удобства не предоставляются.
Иван СУХОВ