|
|
N°108, 22 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Высокоскоростной тупик
РАО «ВСМ» лишится последних реальных активов
Компания "Высокоскоростные магистрали" (РАО «ВСМ»), созданная в начале 90-х для строительства «проекта века» -- первой в стране высокоскоростной железнодорожной пассажирской трассы между Москвой и Санкт-Петербургом, скоро может остаться лишь на бумаге. Как пояснил газете «Время новостей» финансовый директор РАО «ВСМ» Андрей Никандров, подготовлено и дожидается подписи премьера Михаила Касьянова постановление правительства, согласно которому на базе «долгостроя» планируется создать новое акционерное общество. Оно будет заниматься строительством только транспортно-коммерческого центра. Логично предположить, что этот торговый центр предполагается возвести на месте фундамента вокзала для ВСМ, рядом с Московским вокзалом в Петербурге. Что будет с облигациями РАО «ВСМ», которые компания перестала обслуживать почти два года назад, по-прежнему неясно.
РАО появилось на основании указов президента от 1991 года "О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург--Москва" и от 1992 года "О строительстве ВСМ и организации производства электроподвижного состава". Государству в лице Минимущества принадлежит 51% акций общества. Однако в июне 1998 года Борис Ельцин признал первый указ и ряд пунктов второго утратившими силу. Руководство компании заявило тогда, что это решение не означает отмену строительства магистрали, а корректирует правовую основу деятельности РАО, так как "со времени принятия указа в российском законодательстве многое поменялось".
Деньги на строительство привлекались, в частности, за счет размещения облигационных займов. Всего было выпущено шесть серий облигаций РАО «ВСМ», первые три погашены. По статусу эти бумаги приравнивались к государственным, так как гарантом по ним выступал Минфин. После событий августа 1998-го РАО перестало обслуживать облигации, и Минфин был официально уведомлен об этом. Однако причитающихся денег инвесторы -- юридические лица так и не получили, а физическим лицам долг был погашен за счет бюджетной ссуды, предоставленной РАО под залог активов (в частности, акций малоизвестных предприятий). Если другие активы перейдут новому акционерному обществу, то непонятно, что вообще останется от «Высокоскоростных магистралей».
Переговоры с Минфином о реструктуризации облигаций вел Московский клуб кредиторов (МКК). Долг перед юридическими лицами весной прошлого года составлял примерно 350 млн руб. Стороны встречались много раз, но так ни о чем и не договорились. Камнем преткновения стал вопрос об эмитенте новых облигаций, на которые планировалось обменять старые бумаги. МКК хотел, чтобы им был Минфин. Министерство же настаивало на старой схеме: РАО «ВСМ» -- заемщик, а правительство -- гарант по его обязательствам.
Член координационного совета клуба кредиторов, председатель совета директоров НАУФОР Иван Лазарко сказал газете «Время новостей», что в итоге инвесторам рекомендовали обращаться в суды, хотя, как показал опыт, это малоэффективно. «Минфин заявил, что у него нет оснований выполнять гарантии по бумагам РАО «ВСМ». С юридической точки зрения он прав. Но вообще-то это казуистика. Какое дело инвестору до отношений эмитента и гаранта, если платить никто из них не намерен», -- сказал Иван Лазарко.
Андрей Никандров подчеркнул, что новое постановление правительства «сугубо целевое» и не имеет отношения к облигационным займам РАО «ВСМ». Однако, по его словам, Минфину было поручено разработать схему выполнения гарантий, и якобы она уже почти готова, но пока «не выходит за стены министерства».
Николай МАЗУРИН