|
|
N°45, 14 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Превентивный залп
Правительственный законопроект о валютном регулировании вновь раскритикован
Накануне намеченного на сегодня рассмотрения Госдумой правительственного законопроекта «О валютном регулировании и валютном контроле» он вновь стал предметом оживленной дискуссии. На этот раз на семинаре, организованном общественной организацией «Открытая Россия» совместно с Фондом развития парламентаризма в России.
На обсуждение были вынесены все законопроекты о валютном регулировании и валютном контроле, которые внесены в Госдуму. Их три. Помимо правительственного, это законопроект, подготовленный в недрах РСПП и внесенный группой из пяти депутатов, а также документ, подготовленный зампредом думского комитета по собственности Евгением Ищенко. Проект РСПП считается наиболее либеральным. В частности, согласно законопроекту, начиная с 1 января 2005 года операции по движению капитала осуществляются без ограничений и только в уведомительном порядке. Также отменяется требование по репатриации валютной выручки и обязательная ее продажа. Проект депутата Ищенко -- полная противоположность. Он предусматривает, например, сохранение существующей разрешительной системы совершения валютных операций, связанных с движением капитала, увеличение размера обязательной продажи валютной выручки с нынешних 50% до 75% и т.д. Правительственный вариант занимает промежуточное положение. Разрешается проводить без каких-либо ограничений текущие валютные операции, а ограничения в виде резервирования валютных средств вводятся исключительно на определенный перечень капитальных операций, да и то только в случае реальной опасности для финансовой системы. Норма обязательной продажи валютной выручки устанавливается на уровне 30%. Все эти ограничения, по мысли правительства, будут действовать до 2007 года.
Правительственный вариант и стал главным объектом критики. Действительно, зачем ломать копья вокруг двух остальных, если они, скорее всего, навсегда останутся лишь проектами. Начал замруководителя комитета РСПП по валютному регулированию Станислав Воскресенский, заявивший, что люди бизнеса считают требование обязательной продажи валютной выручки абсурдом. Свое мнение он объяснил тем, что экспортеры и так продают гораздо больше валюты, поскольку им нужны крупные суммы рублевых средств, например, для выплаты зарплат. Впрочем, тема валютной выручки взволновала участников дискуссии много меньше, чем требование резервирования средств при осуществлении ряда капитальных операций. Так, бывший гендиректор управления по делам о несостоятельности (банкротстве), а ныне президент организации «Круглый стол бизнеса России» Петр Мостовой, рассуждая на эту тему, заявил, что законопроект целенаправленно работает на ухудшение положения российских экспортеров. Президент Московской межбанковской валютной ассоциации Алексей Мамонтов в свою очередь убежден, что иностранные инвесторы, опасаясь резервирования, не будут вкладывать капиталы в Россию. Поэтому закон «не соответствует требованиям экономического роста в стране», сказал г-н Мамонтов. Напротив, проект, подготовленный РСПП, по его мнению, «реально изменил бы инвестиционную ситуацию».
Алексей Мамонтов, кстати, первым заговорил на тему угрозы российской банковской системе, которую несет в себе статья законопроекта, разрешающая российским юридическим и физическим лицам свободно открывать счета в иностранных банках, а также позволяет резидентам рассчитываться через зарубежные банки. В результате крупные клиенты перестанут пользоваться услугами российской банковской системы, которая пока не может конкурировать с западной. Тему активно поддержал один из руководителей Ассоциации российских банков (АРБ) Андрей Емелин. Он убежден, что действия правительства приведут к «почти полному переводу расчетов за рубеж».
Между тем в ходе обсуждения г-н Мостовой подверг сомнению саму идею правительства защититься от возможных кризисов методами валютного регулирования. Как считает Петр Мостовой, все произошедшие в мире финансовые кризисы абсолютно непохожи друг на друга. Поэтому нельзя разрабатывать меры по предупреждению будущих кризисов исходя из анализа предыдущих. Он считает, что для предотвращения кризисов вполне достаточно мер денежно-кредитной политики, в некоторых случаях с использованием элементов налогово-бюджетной.
Михаил ВОРОБЬЕВ