|
|
N°45, 14 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Джинджича предупреждали об опасности
За одну ночь в Сербии выписано более 200 ордеров на арест
В субботу Сербия будет хоронить премьера Зорана Джинджича, убитого в среду на пороге Дома правительства. Пока обязанности премьера возложены на вице-премьера Небойшу Човича. Чрезвычайное положение, введенное в стране сразу после убийства, будет действовать, пока власти не найдут исполнителей и заказчиков преступления.
Эта мера резко ограничивает демократические свободы граждан. Полиции разрешено задерживать подозреваемых на 30 суток без ордера на арест и привлечения адвокатов, проводить обыски, прослушивать телефонные разговоры и просматривать переписку граждан. Запрещено опубликование неофициальной информации о ходе следствия. Появились опасения, что «со смертью Джинджича в страну вернутся мрачные времена прошлого». Хаос может воцариться не только отдельно в Сербии. Но и во всем новом гособразовании Сербия и Черногория (СиЧ). Столпы государственности там -- премьеры двух республик.
По официальной версии, за убийством Джинджича стоит белградская преступная группировка «Земунский клан». В нее входят более 200 человек. Лидер группировки Милорад Лукович по кличке Легия командовал спецподразделением бывшего управления общественной безопасности МВД Сербии. Его правая рука Деян Миленкович подозревается в организации неудавшегося в феврале покушения на Джинджича. В ночь на 13 марта в Белграде проведены аресты, но коснулись ли они вышеназванных лиц, пока неизвестно, ордеров на арест выписано более 200.
Кстати, услугами группировки власти не брезговали и при Джинджиче, когда нужно было наводить порядок в долине Прешево. С недавней сменой руководства спецслужб Сербии «рабочие контакты» прервались, а отношения обострились, и правительство Джинджича объявило войну криминалу. С ней премьер и связывал февральское неудавшееся покушение на него в дорожно-транспортном происшествии.
Не исключаются и внутриполитические разборки. Велимир Илич, лидер партии «Новая Сербия», подчеркивает: «Джинджича предупреждали, что опасно отбрасывать тех, кто его привел». Стоит также напомнить, что Джинджич сыграл большую роль в выдаче Гаагскому трибуналу югославского президента Слободана Милошевича. «Джинджич был обречен. Неважно, кто стрелял, -- выстрелы были спровоцированы той политикой, которую проводил в Сербии премьер Джинджич. По сути, он действовал против сербов, в угоду иностранным интересам под нажимом извне», -- считает глава думского международного комитета России Дмитрий Рогозин.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ