|
|
N°45, 14 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русский салат поперек американского горла
Вашингтону нужно, чтобы Москва воздержалась
Сегодня в Совбезе ООН в Нью-Йорке может состояться голосование по проекту новой резолюции по Ираку. Но ситуация настолько сложная, что американцы допускают новый перенос исторического заседания. «Россия будет голосовать против проекта новой резолюции по Ираку, если он будет содержать прямое или косвенное использование военной силы», -- подтвердил вчера министр иностранных дел России Игорь Иванов. «Шансы на принятие новой резолюции по Ираку как никогда малы», -- сказал вчера переутомленный британский премьер Тони Блэр (по его словам, он работает день и ночь). Его компромиссные предложения наткнулись на резкое неприятие Франции. Так что требуются новые консультации. Правда, американский представитель при ООН Джон Негропонте заявил, что к конечной дате разоружения Ирака -- 17 марта (многие эксперты считают, что после этого могут начаться боевые действия) -- может быть добавлен «очень и очень небольшой срок».
США не рискуют воевать в Персидском заливе без международного согласия. Во всяком случае, как заверил газету «Время новостей» директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США Николай Злобин, «американцы нуждаются в серьезной международной поддержке. И для свержения режима Саддама Хусейна, и для долгосрочной работы в районе Персидского залива». По его словам, американцы вряд ли откажутся от голосования в Совбезе: «США вынесут резолюцию на Совбез, как только у них появится уверенность, что они наберут на один голос больше. Белому дому нужна не юридическая победа, а моральная поддержка. Если будет простое большинство членов Совбеза, американцы скажут, что мир за нас, а Россия, Франция или Китай наложили вето из-за эгоистических соображений».
Накануне возможного решающего голосования дипломатия кнута и пряника достигла апогея. Иракцы обещают предъявить новые доказательства своей невиновности, сегодня они пришлют в ООН очередной отчет об уничтожении боевых отравляющих веществ. Однако многие союзники Америки (например, Румыния, Швеция) по просьбе США активно высылают иракских дипломатов. А президент Буш уже четвертый день не показывается на публике, он обзванивает несогласных и сомневающихся. Вчера он разговаривал с президентом России Владимиром Путиным. Параллельно несколько громких заявлений сделал в Москве посол США Александр Вершбоу. Вчера он подчеркнул, что Америка хотела бы «продолжения развития наших отношений после завершения иракского кризиса». Но при этом снова припугнул Москву: «Существует разница, воздержится ли Россия или использует право вето при голосовании в СБ ООН: эти шаги были бы интерпретированы по-разному американским народом и конгрессом США».
В чем же для Вашингтона разница между «наложить вето» и «воздержаться»? Американский эксперт Николай Злобин пояснил газете «Время новостей»: «Разница большая. Вашингтону важно понять стратегические намерения России. Если Россия не согласна конкретно по Ираку, но в основном ориентируется на стратегический союз с Америкой -- это одно. А если Россия склонна противостоять Америке, если она в очередной раз пытается создать многополярный мир -- не с китайским, так с европейским акцентом, -- это другое».
Американцы угрожают России таким переделом мира, при котором Москва потеряет остатки былого влияния. По словам Николая Злобина, «Россия -- постоянный член Совбеза. Ее экономика -- это 50% португальской экономики. Япония имеет вторую по размерам экономику в мире, но не обладает правом вето. Франция обладает правом вето, но ее политическое и экономическое значение в мире крайне незначительно. Индия, ядерная держава с миллиардом населения, не обладает правом вето». Американские конгрессмены уже переименовали в своей столовой «французский картофель» в «картофель свободы», а теперь они грозят назвать по-другому «русский салат» в знак протеста против политики России.
«Россия заинтересована в развитии конструктивных, предсказуемых отношений с США. Конфронтация никому не нужна», -- говорит в Москве глава МИДа Игорь Иванов. По словам министра, «неправильно увязывать позицию России по иракской проблеме с отношениями с США». Однако американцы так не считают.
Андрей ЗЛОБИН