|
|
N°45, 14 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китай остался на «трубе»
Правительство приступило к решению сырьевых проблем Восточной Сибири
Как и предполагалось, на вчерашнем заседании правительства, посвященном вопросам освоения нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири и рассмотрению вариантов строительства экспортных трубопроводов в Азиатско-Тихоокеанский регион, никаких новых решений принято не было. Какой проект строительства трубопровода одобрит кабинет министров, станет ясно только в мае, когда правительство займется рассмотрением Энергетической стратегии страны на период до 2020 года; вчера же лишь «в целом» одобрили концепцию развития Восточной Сибири.
Несмотря на «запланированный» перенос вопроса по трубопроводам, дискуссии на эту тему избежать не удалось. Докладчик -- министр энергетики Игорь Юсуфов высказался в духе того, что есть несколько предложений: китайское и в Находку, каждое в двух вариантах, а также компромиссное предложение Минэнерго о единой трубе. Кроме этого, имеется проект нефтепровода с Сахалина на Восточное побережье России. Дескать, выбирайте, единого мнения по этому вопросу, как известно, не существует. Неожиданно эта проблема заставила выступить министра путей сообщения Геннадия Фадеева: он предложил вообще ничего не строить, а просто возить нефть в Китай по железной дороге. Предправления ЮКОСа Михаил Ходорковский тут же ему возразил: в таком случае выгоднее будет просто сразу выливать сырье в Ангарске, ибо железнодорожные тарифы в разы выше трубопроводных.
Г-н Юсуфов продолжал зачитывать свой доклад, составленный, судя по всему, по проекту Энергетической стратегии. По его словам, объемы российского нефтеэкспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона могут достичь в 2020 году 100--110 млн тонн в год, а экспорт газа тому же моменту достигнет 100--140 млрд кубометров в год. Разведанные запасы нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России, по данным министерства, составляют 1 млрд тонн, и «по прогнозам ученых, при доразведке можно выйти еще на такой же объем запасов нефти».
Именно вопрос доразведки вызвал бурю эмоций. Г-н Ходорковский заявил, что эти цифры устаревшие и что для проведения нормальной оценки запасов необходимо вложить 10 млрд долл. Нефтяные компании больше 300--400 млн в год в геологические работы вкладывать не будут, следовательно, процесс затянется на 20--30 лет. А это значит, что по-настоящему «большая нефть» появится в Восточной Сибири не скоро, следовательно, нужно строить один нефтепровод, на который хватит сырья, -- в Китай. Премьер Михаил Касьянов частично согласился с главой ЮКОСа: он сказал, что с доразведкой в Восточной Сибири дела обстоят неважно, и попросил Минэнерго к маю подготовить этот вопрос отдельно.
Еще один громкий восточносибирский вопрос -- предложение «Газпрома» и «Роснефти» о разработке нефтегазовых месторождений единым проектом, -- по мнению г-на Юсуфова, «заслуживает внимания», но он «должен решаться исходя из существующей законодательной базы». Следовательно, подчеркнул министр, никакой передачи нераспределенных лицензий на разработку месторождений «в обход законодательства не будет». Михаил Касьянов свое отношение к этому вопросу вчера не выразил.
Решения по части вопросов, касающихся освоения Восточной Сибири, судя по всему, будут приняты в мае -- в канун визита в Россию генерального секретаря Компартии Китая, заместителя председателя КНР (который уже завтра должен стать председателем) Ху Цзиньтао. Вероятнее всего, как предполагают правительственные источники газеты «Время новостей», новому главе Китая будет сделан подарок: Белый дом согласится построить нефтепровод Ангарск--Дацин.
Но до этого времени -- в апреле -- кабинету министров предстоит решать проблемы другого российского нефтегазового региона -- Западной Сибири. Борьба за сырьевые интересы обещает быть не менее острой.
Вера КУЗНЕЦОВА, Денис РЕБРОВ