|
|
N°45, 14 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Альбина Ахатова невиновна
Впервые за последние пять лет «дело о допинге» решилось в пользу России
Вчера в Ханты-Мансийске в Центре лыжного спорта состоялось торжественное открытие чемпионата мира по биатлону. Однако главным событием дня стало утреннее заседание исполкома Международного союза биатлонистов (IBU), принявшего решение по «делу Альбины Ахатовой», чей положительный допинг-тест в январе на этапе Кубка мира в Антерсельве стал одним из центральных событий в мире биатлона. Чиновники заседали полтора часа, после чего вынесли решение: российская биатлонистка невиновна и будет участвовать в чемпионате мира.
Полная версия решения исполкома выглядит так: Альбина Ахатова не виновата в том, что в ее организм попал запрещенный к применению препарат, поскольку в момент укола находилась в бессознательном состоянии (это засвидетельствовали представители медицинского комитета IBU), и не может быть наказана. Доктор женской сборной России Татьяна Попова, сделавшая спортсменке укол кордиамина, дисквалифицирована на три месяца за использование запрещенного препарата, а Союз биатлонистов России лишен финансовой помощи международного союза на очередной сезон (порядка 50 тыс. евро) за утечку информации о положительной пробе «А».
«Дело Альбины Ахатовой» было серьезной проверкой «состоятельности» наших спортивных чиновников в отстаивании интересов сборной команды на официальном уровне. За последние пять лет России не удавалось выиграть ни одного допингового разбирательства. За это время в списке наших поражений наряду с громкими «делами» прыгуна с трамплина Дмитрия Васильева, лыжниц Ольги Даниловой и Ларисы Лазутиной было немало иных потерь, вызвавших меньший общественный резонанс. Случай с одной из сильнейших российских биатлонисток мог стать не только очередным звеном в этой неприятной цепи, но и серьезным политическим поражением. Во-первых, слишком много доводов свидетельствовало в нашу пользу, а во-вторых, что бы там ни говорили, столь серьезная потеря в день открытия чемпионата мира, да еще и проходящего в России, могла быть расценена лишь как полная потеря международного авторитета. Вероятно, поэтому в четверг в Ханты-Мансийск приехали и председатель Госкомспорта России Вячеслав Фетисов, и президент ОКР Леонид Тягачев. В работе исполкома они участия не принимали, но тень их вольно или невольно витала в зале для совещаний гостиницы «Мисне». Именно там собрался исполком, на котором, по словам первого вице-президента Российского союза биатлонистов Дмитрия Алексашина, кипели нешуточные страсти.
Немало острых вопросов было задано президенту IBU Андерсу Бессебергу и на пресс-конференции, на которую собралось около сотни журналистов.
-- Не считает ли господин президент, что решение в пользу российской биатлонистки создает опасный прецедент, к которому впредь будут апеллировать нарушители?
-- Каждый случай положительной пробы на допинг должен быть всесторонне рассмотрен. В случае с Ахатовой нами были использованы все возможные способы объективного и независимого расследования. Мы должны бороться с допингом, но мы ни в коем случае не должны никого наказывать незаслуженно. Альбина Ахатова не виновата на сто процентов. Об этом говорят все имеющиеся в нашем распоряжении документы и свидетельства.
-- Быть может, причина положительного решения по «делу Ахатовой» состоит в том, что чемпионат мира проходит в России?
-- Нет. IBU -- независимая организация, дорожащая собственной репутацией и не допускающая в отношении себя никакого давления извне. Кроме того, я хотел бы сказать, что Союз биатлонистов России и мой первый заместитель Александр Тихонов вели себя предельно корректно, предоставили по этому случаю исчерпывающую информацию. Более того, Тихонов ни разу не говорил лично со мной на эту тему ни с глазу на глаз, ни по телефону, хотя случаев для этого имел предостаточно. Все свои доводы он изложил в официальном письме, адресованном исполкому. Подобное поведение я считаю в высшей степени корректным и достойным подражания.
-- Не кажется ли вам странным, что спортсменка, которая, согласно документам, находилась при смерти, через день выиграла гонку с масс-стартом?
-- Я располагаю официальными документами, где ясно записано: спортсменка нуждалась в экстренном медицинском вмешательстве, которое и было сделано. Обращаю внимание на то, что допинг-проба, взятая у Ахатовой после ее победы в масс-старте, была отрицательной. Следовательно, мы не имеем права подозревать ее в каком-либо злом умысле.
Мотивы наказания врача команды Бассеберг внятно объяснить не смог, ограничившись словами о том, что врач команды не имеет права использовать препараты, запрещенные «Списком ВАДА», на соревнованиях, проходящих под эгидой IBU, и, следовательно, должна понести наказание. Почему нужно наказывать, пусть и формально, врача, спасшего жизнь человеку, осталось неясным.
Тем временем чемпионат открылся, и уже завтра участники выйдут на старт спринтерских гонок. Среди стартующих не будет россиянки Ольги Зайцевой. Неделю назад москвичка простудилась и пока лишь «раскатывается». Возможно, победительнице двух этапов Кубка мира удастся выйти на старт индивидуальной гонки. Состояние остальных российских спортсменов не вызывает опасений, и, по словам наших тренеров, готовность команды их вполне устраивает.
Георгий ПЕТИН