|
|
N°45, 14 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Налоговой реформой это назвать невозможно»
Новый срок ее утверждения правительством - 1 апреля
В правительстве премьерская коса нашла на минфиновский камень. Вчерашнее заседание кабинета ознаменовалось долгожданным событием с эпиграфом: «Скандал заказывали?!» Минфин в энный раз внес в правительство «программный» документ по налоговой реформе, который в энный же раз отклонил премьер-министр Михаил Касьянов. На сей раз в довольно непривычной для себя резкой манере. Премьер заявил, что, «просмотрев предложения Минфина, не считает возможным назвать это налоговой реформой». Первый замминистра финансов Сергей Шаталов, который намеревался осветить новации своего ведомства с правительственной трибуны, до нее не дошел. Поскольку г-н Касьянов во время его марша успел сказать, что кабинету попросту нечего обсуждать, бумагу Минфина можно принять к сведению и ждать, когда финансисты, наконец, представят конкретные меры по снижению налогового бремени на экономику. При этом премьер печально сообщил, что шанс провести это снижение в 2004 году практически упущен.
Ситуация явно складывалась не в пользу г-на Касьянова, который, по сути, вынужден был признаться, что не может никак совладать с г-ном Кудриным. Но здесь то ли у главного финансиста сдали нервы, то ли на него чарующе подействовали слова премьер-министра, то ли г-н Кудрин понял, что ему прислали весточку из Кремля в виде советника президента Андрея Илларионова, впервые появившегося для участия в налоговых дебатах правительства и ударно выступившего против попыток Минфина удерживать налоги на прежнем высоком уровне, равняющим нас с Лесото и Белоруссией. В общем, по одной из этих причин министр финансов не смог смолчать. «Я все-таки хочу выступить», - перебил он премьера. И далее объяснил: то, что внесено Минфином - документ «существенно доработанный». При этом Алексей Кудрин даже предложил «заострить ряд моментов» реформы к апрелю, когда, по его мнению, все должно быть окончательно решено. В следующем пассаже министр финансов даже решил как бы покаяться: «В какой-то степени вина за задержку налоговых реформ, наверное, лежит и на финансовом блоке правительства». И когда уже премьер уже практически был готов расслабиться и дать Минфину шанс созреть к реформе хотя бы к апрелю, как г-н Кудрин вспомнил о своем: «Я готов говорить и о снижении ЕСН, и НДС. Но только мы приложим таблицу для всех министров, где будет расписано, отчего им придется отказаться в своих бюджетных расходах в будущем году». Министр финансов по ходу выступления, впрочем, и не скрывал, что снижение НДС он готов подать только в пакете со снижением бюджетных расходов.
Г-н Касьянов отметил лукавство Минфина, который пытается играть на «святом». «Наши непроцентные расходы давно зафиксированы, - пояснил премьер, - нынешняя налоговая база исчисляется исходя их этих цифр, поэтому не следует дальше впрямую увязывать снижение налогового бремени со снижением бюджетных расходов». Но г-н Кудрин все же не стал скрывать, что все равно увяжет в один пакет свои расчеты по снижению НДС с выпадающими расходами бюджета.
А после правительственного заседания случилась неожиданность. Г-н Кудрин вышел к прессе и заявил, что ему удалось убедить премьера снизить НДС на 2 %. Такая «перемена позиций» выглядела удивительной, поскольку ни для кого не было секретом, кто именно настаивает на снижении фискального бремени и кто этому сопротивляется. Впрочем, загадочным выглядел и тот факт, что декларированное Алексеем Кудриным двухпроцентное снижение напрочь отсутствовало в документах Минфина.
Вера КУЗНЕЦОВА