|
|
N°45, 14 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мягкое место китайской дипломатии
Мудрость веков выручает Поднебесную в иракском кризисе
Позиция Китая по иракскому вопросу заставляет вспомнить древнюю китайскую пословицу об обезьяне, смотрящей с горы за схваткой двух тигров. Жесткие заявления Пекина против планов Вашингтона в отношении Ирака не подкрепляются ни действиями, ни даже угрозами действий. Авторитетный китайский эксперт признал в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей», что Китай занимает нерешительную позицию умышленно, чтобы сохранять добрые отношения и с США, и с германо-франко-российским антивоенным блоком.
Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань комментирует ситуацию в стиле диалектических упражнений древних мудрецов Поднебесной: «В жестком есть мягкое, в мягком есть жесткое. Жесткое и мягкое соседствуют друг с другом». На прошлой неделе глава МИДа на прямой вопрос «Наложит ли Китай вето на проект англо-американской резолюции по Ираку?» ответил, что «еще немножко рановато». И все же в последнее время китайская дипломатия заметно активизировалась. За месяц глава МИД КНР три раза летал в Нью-Йорк на заседание Совбеза.
Применит ли Китай вето при голосовании в Совбезе по Ираку или по обыкновению не захочет обижать такого крупного мирового игрока, как Вашингтон? Аналитические публикации в китайских СМИ явно готовят Пекину позиции для отступления. К примеру, часто встречаются намеки, что у Германии, Франции и России в отличие от Китая есть значительные экономические и политические интересы в Ираке. Значит, Китай занимает миролюбивую позицию как бы из любви к искусству, во имя высоких принципов, тогда как все остальные борются за мир в корыстных целях.
Особенно интересный, но несколько спорный прогноз был сделан на днях в интернет-версии газеты «Жэньминь жибао»: дескать, несмотря на жесткую риторику, Германия, Франция и Россия оставили в своей позиции «зазор». В самый критический момент голосования эти три страны «не только не выскажутся против применения силы, но вместо этого даже примут участие в войне». Но вообще лейтмотив комментариев -- лучше Китаю на голосовании со своим вето не встревать. Сегодняшняя политика Пекина -- выражать добрые намерения и произносить высокопарные слова о мире и стабильности, подчеркивая при этом полное отсутствие корыстных интересов. Вместе с тем китайские эксперты дают понять, что резкая активизация в последние дни дипломатических усилий Пекина в отношении Ирака может привести к неожиданным результатам. Иными словами, все же существует, пусть и крайне малая, вероятность того, что Китай сочтет нужным сказать в Совбезе «нет». Словом, в мягком всегда есть жесткое.
Александр ЛОМАНОВ, Пекин