|
|
N°44, 13 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не доверяйте хиппи и мейнстриму
Ben Harper, Diamonds On The Inside (Virgin)
Удивительно, но американский певец и гитарист Бен Харпер попал в мейнстрим, самый что ни на есть поп-мейнстрим. Может быть, дело в имидже артиста -- человек молодой, с козлиной бородкой, приверженец «антиглобалистского» стиля в одежде. К тому же в клипах Харпера то и дело мелькают всяческие скейтборды и прочие атрибуты экстремального досуга детей старшего школьного возраста. Несмотря на все это, Харпер настолько укоренен в традициях американской музыки -- блюз, кантри, фолк, соул, -- что любой пурист позавидует. Харпер записывался с такими древними блюзовыми людьми, как группа Blind Boys Of Alabama, а другие древние люди, исполнители соул и госпел The Holmes Brothers, даже исполняют несколько песен Бена. Непонятно, как его музыка может быть мейнстримом, но получается -- может. Более того, новый, пятый по счету студийный альбом Харпера можно считать прорывом к еще более массовой аудитории, к тем, кто слушает всяческих неотрадиционалистов вроде Wallflowers или Ленни Кравица. Музыка на Diamonds On The Inside -- рок-н-ролльная по энергетике, настоянная на регги и фанке. Очень разные песни с выразительными мелодиями, да еще и спетые выразительным и узнаваемым голосом. Кроме уже известного сингла With My Own Two Hands можно выделить еще один потенциальный хит -- потрясающую балладу Amen Omen. Впрочем, мимо остального материала тоже трудно пройти равнодушно. Очарования добавляют соло, отвязно сыгранные на харперовской слайд-гитаре редкой формы. Фотографии этого небольшого по размеру инструмента с косыми «плечами» появляются в гитарных журналах, кажется, даже чаще, чем изображения того, кто собственно на нем играет.
По положению в мире шоу-бизнеса Харпер сегодня напоминает молодого Ленни Кравица -- тот в конце 80-х тоже вышел в поп-звезды, играя не попсу, а оригинальную смесь «зеппелиновских» риффов с безмятежностью регги и ленноновской созерцательностью.
Adrian Sherwood, Never Trust A Hippy (Realworld/Virgin)
Удивительно, но английский дабовый и альтернативный продюсер Адриан Шервуд попал на лейбл Питера Гебриэла Realworld, самый что ни на есть этнолейбл.
Продюсер Адриан Шервуд, будучи человеком не первой молодости, выпустил первый альбом как музыкант и под собственным именем. До этого Шервуд лет двадцать успешно занимался разнообразной муздеятельностью, создал собственный лейбл On-U Sound, входил в различные проекты, а как продюсер делал звук сонму исполнителей ямайского регги и даба и европейским «альтернативным» группам. Послужной список Шервуда-продюсера и Шервуда-ремиксера невообразим: от легендарного ямайского регги-безумца Ли «Scratch» Перри до шотландских альтернативщиков Primal Scream, от Nine Inch Nails и до Depeche Mode. Сольный альбом Адриана Never Trust A Hippy («Не доверяй хиппи», в смысле -- доверяй растафари, добрым и солнечным) -- жесткий альтернативный даб с этническими сэмплами. Местами напоминает раннего Banco de Gaia или Suns Of Arqa -- такие же «безразмерные» звуковые пейзажи. Последняя дорожка альбома, Majestic -- с акустической гитарой и сентиментальной трубой -- наверное, одна из лучших вещей подобного рода. Во всяком случае после незабвенной Last Train To Lhasa.
Александр БЕЛЯЕВ