|
|
N°44, 13 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Налоговый пат
Дискуссии в правительстве не выявили истины
Обещание снизить налоги, данное президентом Путиным вначале олигархам России, а затем и женщинам города Тобольска, в очередной раз повисло в воздухе. Правительственные дискуссии вокруг налоговой реформы пошли по новому кругу, который опять оказался замкнутым. Последнее (накануне сегодняшнего заседания правительства) совещание у премьер-министра Михаила Касьянова, попытавшегося достичь консенсуса между более консервативной позицией Минфина и, строго говоря, своей собственной, более либеральной позицией, которая согласуется со взглядами Минэкономразвития, ни к чему не привело. Стороны остались каждая при своем мнении. Минфин не готов идти в 2004--2005 годах на снижение налогового бремени и не согласен использовать часть средств стабилизационного фонда в качестве страховки налоговых новаций. Премьер же считает, что средства стабфонда можно и должно частично потратить на проведение в жизнь идеи снижения налогового бремени. Кроме того, он в очередной раз предложил финансистам представить полные расчеты по налоговой базе в зависимости от тех или иных шагов в этой сфере.
В итоге на нынешнем заседании кабинета будет рассматриваться минфиновский проект «Об основных положениях налоговой реформы на 2003--2005 годы», где по сути дается отповедь идеям снижения налогового бремени. «Высказываются предположения, -- с известной долей сарказма намекает документ, -- что профицит можно использовать на снижение налоговой нагрузки». Далее доказывается, что «профицит явление временное», если упадут цены на нефть, а «они рано или поздно упадут», то «в долгосрочной перспективе» профицит в 2--2,5% ВВП может превратиться в дефицит. А поскольку тезис «стоять-бояться» вроде бы не должен быть лозунгом молодого и перспективного министра финансов Алексея Кудрина, то в документе написано, что налоговые реформы надо проводить так, чтобы, с одной стороны, гарантировать устойчивость бюджета, с другой -- чтобы бизнес почувствовал заботу. При этом если следовать букве минфиновских предложений, то наш чувственный бизнес может отдыхать до 2006 года. Так как самое большее, на что он может рассчитывать в ближайшие три года, -- это некоторое послабление по единому социальному налогу («путем снижения со 100 тыс. рублей до 50 тыс. размера выплат на одного работника, начиная с которых налог исчисляется по пониженной ставке»). А в остальном Минфин настроен решительно отстаивать свои расчеты: «Начиная с 2004 года, учитывая возможное снижение ЕСН и НДС, из бюджета выпадет 400--450 млрд рублей, или 3% ВВП». Нерадикальное снижение налогового бремени за два года Минфин оценивает в 240--290 млрд рублей потерь для бюджета.
Многие эксперты не согласны с расчетами Минфина, а зампред Госдумы по бюджету и налогам Ашот Егизарян уверяет, что финансисты лукавят: «Это страшилка. Минфин не учитывает расширения налоговой базы. Сейчас 10--15 миллионов человек получают зарплату по 500 долларов в месяц. При снижении ЕСН до 15% половина из них выйдет из тени, так что под налогообложение может попасть до 30 млрд долларов». Однако минфиновцы, в свою очередь, не согласны с такими утверждениями, хотя и не приводят никаких цифр, касающихся расширения налоговой базы. «Такие потери не смогут быть компенсированы за счет увеличения налоговых доходов и выхода из тени субъектов рынка», -- утверждают подчиненные г-на Кудрина.
А еще г-н Кудрин чуть-чуть перехитрил Германа Грефа. Обещанный главному экономисту специальный налоговый режим для особых экономических зон в «Основных положениях» отражен просто как идея, а в графике реализации этих самых положений -- нет. И теперь совсем непонятно, зачем же поступился г-н Греф в спорах с главным финансистом своими либеральными взглядами на снижение ЕСН и НДС.
Вера КУЗНЕЦОВА