|
|
N°44, 13 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Казахстан вольется в Баку--Джейхан
Но только по суше
В течение ближайших шести месяцев Казахстан и Азербайджан собираются подготовить проект рамочного межправительственного соглашения по созданию нефтетранспортной системы Актау--Баку--Тбилиси--Джейхан. Об этом заявил 11 марта один из руководителей казахстанской национальной нефтегазовой компании «Казмунайгаз» Каиргельды Кабылдин после окончания переговоров в Алма-Ате со своим азербайджанским коллегой, президентом ГНКАР Натиком Алиевым и главой консорциума по строительству нефтепровода Баку--Тбилиси--Джейхан (БТД) Марком Таунсендом. Результатом переговоров должно стать создание совместной компании двух стран, которая займется транспортировкой казахстанской нефти из каспийского порта Актау в Баку.
Уверенность в том, что этот проект реален, г-ну Кабылдину внушает выкуп 15% акций в консорциуме по строительству БТД четырьмя компаниями, уже добывающими нефть в Казахстане. Итальянская Eni и французская TotalFinaElf купили по 5%, американская ConocoPhilips и японская Inpex -- по 2,5% акций.
Таким образом, в Алма-Ате в очередной раз «поправили» президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, заявившего в Москве 18 февраля, что «долгосрочные соглашения по транзиту нефти через Россию освобождают Казахстан от поиска альтернативных путей этого транзита». Эти слова были восприняты однозначно: Астана отказывается присоединяться к БТД. Но уже спустя неделю заместитель министра иностранных дел Казахстана Кайрат Сеитбаев вынужден был пояснять, что президента не так поняли, он имел в виду «краткосрочную перспективу»... Оно и понятно: одно дело политические декларации на потребу дня -- в день открытия Года Казахстана в России г-ну Назарбаеву было «приятно сделать приятно» президенту Путину, а другое -- реальные письменные обязательства по присоединению Казахстана к БТД, которые не раз давал г-н Назарбаев западным партнерам.
Впрочем, в Москве вряд ли обижаются на «ветреную переменчивость» позиций казахстанского лидера. Во-первых, привыкли. А во-вторых, этим отличаются многие президенты СНГ, в зависимости от политической конъюнктуры балансирующие между интересами России и Запада.
Однако вот что интересно: в совместных планах Астаны и Баку не указывается то, каким путем будет доставляться казахстанская нефть с восточного берега Каспия к западному -- по проложенной по дну Каспия трубе либо по суше, вдоль берега моря через российскую территорию. Осведомленные источники в Баку считают это умолчание неслучайным и напоминают о реакции, которую произвели сделанные в конце февраля заявления спецпредставителя российского президента по Каспию Виктора Калюжного. Он говорил, что Москва будет настаивать на включении в разрабатываемую сейчас конвенцию по правовому статусу Каспия запрета на строительство подводных трубопроводов ввиду опасности нанесения ущерба уникальной биосфере и экологической среде этого водоема.
Видимо, поэтому сегодня в Москве достаточно спокойно отнеслись к известию о подготовке соглашения о присоединении Казахстана к БТД. Как заявил вчера газете «Время новостей» высокопоставленный источник в российском правительстве, «никто не против подготовки таких соглашений, но надо иметь ввиду, что без согласия остальных прикаспийских государств труба по дну Каспия проложена не будет и если кто-то рассчитывает на это, то он просто теряет время».
Справедливости ради стоит заметить, что уже сегодня транспортировка казахстанской и туркменской нефти с восточного берега Каспия к западному осуществляется по воде, азербайджанским танкерным флотом. За два месяца нынешнего года в Баку отправлено 1,5 млн тонн нефти, а до конца года эта цифра возрастет до 10 млн тонн. При этом нефть из Казахстана составляет лишь 20%, остальная поступает из Туркмении. К черноморским портам Грузии эта нефть из Баку перевозится пока, до постройки БТД, по железной дороге. Но уже сейчас транспортники Азербайджана срочно изыскивают возможности пополнить свой парк нефтяных цистерн. Но время у них есть, дело в том, что в грузинских портах не хватает резервуаров для хранения закаспийской нефти.
Аркадий ДУБНОВ