|
|
N°44, 13 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От японских кредитов тяжело отказываться
Нельзя принимать решения о строительстве какого бы то ни было трубопровода, пока не разработана общая концепция развития транспортной системы. В последние годы правительство и нефтяные компании декларировали много трубопроводных проектов: КТК-1, -2, -3, Ангарск--Дацин, Ангарск--Находка, Дружба--Адрия, мурманский (по одному маршруту, по другому маршруту), вторая очередь из Казахстана. Почему мы хотим срочно принять решение о строительстве трубы на Восток? Нужно решить, какие проекты наиболее рентабельны для государства. Если я правильно понял, премьер-министр Михаил Касьянов озвучил в Мурманске позицию государства: трубопроводы должны оставаться государственными. Значит, ранжирование трубопроводов по срокам строительства, по их необходимости зависит от эффективности для государства.
Мы подсчитали «экономику» всех вышеперечисленных проектов. Для государства самый выгодный из всех проект -- трубопровод в Находку. На втором месте стоит БТС, если там кое-что поправить: я имею в виду строительство ледовых танкеров. Пусть правительство так рассматривает вопрос. Или все упрется: Дацин либо Находка? Или победят политические обязательства перед Китаем, с которым мы давно уже обсуждаем эту тему? Или перед Японией, которая предлагает «сумасшедшие» кредиты, реально очень хорошие кредиты, от которых просто тяжело отказываться. И как бы за всем этим не потерялось главное.
Что касается объема нефти. На две трубы нужно 80 млн т. Нет их там и не предвидится в разумные сроки. 50 млн -- потолок. Этого достаточно для поддержания нормальной работы трубопровода (в Находку. -- Ред.). Говорить о том, что нет ресурсной базы и поэтому мы идем в Китай, нельзя.
В последние 30 лет в мире были единичные случаи строительства трубопроводов из суши в сушу. Так была построена «Дружба» в Германию. Результат вы знаете: минус шесть долларов с каждой тонны по сравнению с экспортом из Новороссийска. Вы знаете, в какой стадии находится ситуация с «Голубым потоком»: труба еще не достроена, а турки уже ломают ситуацию и настаивают, чтобы цена на газ была ниже, чем по подписанному ранее контракту. То же и в Китае -- мы рискуем получить монополизм покупателя.
Мы, конечно, должны уважать договоренности, закрепленные межправительственными документами с Китаем. Но кто сказал, что из Находки в Китай невозможно поставлять нефть в том объеме, какой нужен Китаю? Эти обязательства можно сохранить, не заводя трубу в Китай.
Сергей БОГДАНЧИКОВ, президент компании «Роснефть»