|
|
N°44, 13 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Самая одинокая страна с самой большой бомбой
Министр обороны США обиделся на британского премьера
Британский премьер Тони Блэр вчера предложил компромиссный проект новой резолюции по Ираку. Москва, правда, тут же заявила, что никаких письменных предложений на этот счет не видела. Однако журналистам уже известно, что суть компромиссов -- дать Хусейну десять дней, в течение которых он должен доказать свое «стратегическое решение» разоружиться. Для этого ему надо сделать немногое. Разрешить 30 ученым вместе с семьями выехать на Кипр для допросов вдали от Багдада. «Немедленно» уничтожить 10 тысяч литров спор сибирской язвы. Предъявить таинственный беспилотный самолет, с которого якобы можно распылять смертоносное оружие (информацию о нем предоставил весьма кстати подвернувшийся британским спецслужбам 20-летний перебежчик из иракской армии). Но главное требование Блэра -- Саддам по национальному телевидению должен заявить, что скрывал от инспекторов оружие массового поражения.
Британскому премьеру явно не хочется, чтобы война в Персидском заливе начиналась без согласия ООН. Поэтому-то он и выдвигает хотя и странные, но якобы компромиссы, которые помогут избежать скандала в Совбезе. Дело в том, что Блэру достается со всех сторон. Внутри страны его поджимает мощная антивоенная оппозиция. С другой стороны давит мощный союзник США, который уже грозит, что начнет войну в одиночестве, если Британия будет колебаться. Министр обороны США Дональд Рамсфелд вчера прямо заявил, что если Британия не сможет участвовать в операции без новой резолюции, то «есть другие возможности решить проблему».
Нервная реакция Рамсфелда на колебания Лондона понятна: США оказываются в неприятной изоляции, и даже верный союзник Блэр не готов их поддержать безоговорочно. Впрочем, технически американцы вполне могут справиться сами. Как раз вчера были продемонстрированы испытания новой «матери всех бомб» -- 9,45-тонной бомбы точного наведения объемно-детонирующего типа. До этого бомба-рекордсмен весила всего 6,75 тонн, на американском военном жаргоне она называлась «косильщик маргариток». Как заявил российский эксперт в области авиавооружений Сергей Резниченко, «американцы хотели поразить воображение людей, но военное значение такого эксперимента невелико: с увеличением массы таких боеприпасов их разрушающая способность увеличивается незначительно».
Рамсфелд, возможно, слукавил: США все-таки не очень хочется оказаться в полном одиночестве. И уже вчера американский министр обороны оправдывался, что его не так поняли. Однако его суровость была ненапрасной, она переполошила правительство Великобритании, которое все-таки не хочет лишиться статуса главного фаворита США. Британский министр обороны Джефф Хун поспешил заявить, что США могут рассчитывать на значительную поддержку Лондона в случае начала войны. Он добавил, что новая резолюция и вовсе может не понадобиться. Таким образом, заявление британского военного прозвучало в диссонанс с сообщениями о поисках Тони Блэром компромиссного решения.
Зато противники войны в Великобритании ухватились за «наезд» Рамсфелда. По словам члена палаты общин Грэхема Аллена, у премьера появился удачный шанс «сохранить лицо и отказаться от войны». А возможно, и спасти британских солдат и самого себя от преследования Международного уголовного суда -- Британия в отличие от США подписала его статут. С другой стороны, по данным Financial Times, британские нефтяные компании BP и Shell обсуждают с правительством свое участие в освоении иракских нефтяных ресурсов после войны. Причем обе компании настаивают, чтобы нефть Ирака не досталась конкурентам из США.
Андрей ЗЛОБИН