|
|
N°44, 13 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реформа дошла до Путина
Сенат принял законы об электроэнергетике
Долгая эпопея хождения законопроектов по реформе электроэнергетики по коридорам законодательной власти завершилась. Вчера Совет Федерации одобрил все документы, кроме одного, касающегося поправок в закон «Об энергосбережении». Теперь на пути у пакета -- Владимир Путин. Президент, как неоднократно говорил за него глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, вряд ли будет возражать -- если было бы не так, то реформу уже давно бы затормозили. Другое дело, что вкус к реформе появился у губернаторов: они теперь намерены бороться за каждую копейку, которую сулят региональным бюджетам преобразования. И именно по этой причине вчера были отклонены поправки в закон «Об энергосбережении».
Впрочем, даже подписание пакета законов о реформировании электроэнергетики вовсе не означает, что тут же начнутся преобразования. Ведь из законодательных документов были исключены очень многие спорные вопросы, решать которые теперь будет правительство, -- ему предстоит принять не одну сотню постановлений и распоряжений. Минэкономразвития уже разработало несколько проектов, однако никто не берется предсказать, найдут ли они всеобщее одобрение у членов кабинета министров. Косвенно об этом говорит г-н Чубайс в своем вчерашнем заявлении для прессы: «Предстоит еще серьезная работа на уровне правительства, с участием депутатов и сенаторов, акционеров холдинга и дочерних предприятий, а также менеджмента РАО «ЕЭС России» по созданию инфраструктуры будущего рынка, выстраиванию новых взаимоотношений между его участниками, решению сложнейшего комплекса технологических задач».
Что касается отклоненных «энергосберегающих» поправок, то недовольство сенаторов вызвал механизм (а точнее, его отсутствие) расходования средств на соответствующие программы. В законопроекте записано, что порядок использования этих денег определяется правительством. В то же время на местах существуют региональные программы по энергосбережению, которые в некоторых областях даже имеют статус закона. Что в таких условиях должно делать правительство -- устанавливать правила расходования или распределять средства, непонятно. Если устанавливать правила, то едиными для всей России они, понятно, просто не могут быть. Если же распределять, то в этом случае эффективного энергосбережения не получится, так как вряд ли в Минфине знают ситуацию по каждому дому в каждом селении.
В то же время открыто за поправки никто не выступает. Энергетики, очевидно, заинтересованы в том, чтобы региональная власть сама распоряжалась деньгами на энергосбережение. Ведь эти средства будут формироваться за счет надбавки к тарифу, следовательно, будет почва для договоренностей с губернаторами о цене электричества. С федеральной властью такие переговоры, понятно, вести намного труднее.
Причем о каких суммах идет речь, никто не знает. В РАО «ЕЭС России» предполагают, что «суммы большие». В одной из крупных региональных энергокомпаний заявили, что в местном одноименном законе суммы измеряются «десятками--сотнями миллионов рублей».
Судьба же федерального закона «Об энергосбережении», судя по всему, будет такой. Сначала согласительная комиссия, состоящая из представителей Совета Федерации, Госдумы, правительства и энергокомпаний выработает компромиссную формулировку о расходовании средств на энергосбережение. Будут ли затем поправки рассматриваться в Госдуме, пока непонятно, но скорее всего не будут -- зампред комиссии СФ по естественным монополиям Валентин Межевич вчера предположил, что верхняя палата парламента одобрит их уже 26 марта.
Николай ГОРЕЛОВ