|
|
N°43, 12 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Облегченный вариант
Бывший глава ФАПСИ будет курировать только обычное вооружение
На созданный вчера при Министерстве обороны Госкомитет по государственному оборонному заказу возложены функции единого заказчика по обычным вооружениям. Председателем новой структуры в ранге первого заместителя министра обороны назначен бывший глава ФАПСИ Владимир Матюхин. И хотя президент подчеркнул, что решение о создании новой структуры «взвешенное», и с ним в этом согласились руководители силовых ведомств, есть у комитета и противники. Гособоронзаказ, утверждают они, -- это лишь статья бюджета, и создавать ведомство под статью по меньшей мере нелогично. Тем более что координирующая структура в этой сфере недавно создана.
В последнее время гособоронзаказом активно и небезуспешно занимался заместитель главы Минэкономразвития генерал-полковник Владислав Путилин. Собственно говоря, бывший начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба именно для этого и был переведен в гражданское министерство. Теперь у г-на Путилина появился конкурент, параллельная структура.
Впрочем, параллелизм это неполный, поскольку новый комитет будет заниматься только обычными вооружениями. То есть теми, что идут и в армию, и в другие войска -- внутренние, пограничные, железнодорожные и т.д. Заказ стратегических ракет, тех же «Тополь-М», авианесущих крейсеров, самолетов не входит в компетенцию г-на Матюхина. То есть о глобальной координации гособоронзаказа говорить пока не приходится. Не ясно и то, как изменится роль третьего фигуранта в этой сфере -- Агентства по обычным вооружениям. Было бы куда логичнее, считают многие в «оборонке», создать госкомитет по оборонно-промышленному комплексу в целом. Сделав его, наконец, отдельной скоординированной структурой в экономике России.
Леонид Ивашов, генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем:
-- Кадровые перестановки Владимира Путина ни разу не приводили к серьезным позитивным результатам ни в одной из сфер. Президент исходит скорее не из профессиональных качеств назначенца, а из его личной преданности. Первым серьезным просчетом в сфере национальной безопасности я считаю назначение Сергея Иванова министром обороны и Владимира Рушайло -- секретарем Совета безопасности. Примерно то же мы наблюдаем и сегодня.
Константин Тоцкий -- сильный профессионал-пограничник. Перевод в натовские структуры потребует полтора-два года, чтобы познать глубину отношений с Альянсом, сущность политики НАТО. Пограничные же дела наши тоже не усилятся, поскольку контрразведчик Проничев весьма слабо знаком с их тонкостями.
К разделению ФАПСИ у меня скептическое отношение. Создание же новой структуры в сфере гособоронзаказа вряд ли повысит эффективность в сфере вооружений. Главная проблема в том, что оборонного заказа практически нет или он крайне ограничен. Вместо того чтобы увеличивать его объем, переходить к обновлению техники и вооружения, мы то звездочку на знамя вешаем, то создаем новую структуру. Когда у японцев заканчивается рыба, они садятся в джонки и выходят в море ловить. Когда рыба кончается у нас, мы создаем комиссию. Вообще мне кажется, что все последние перемены -- не более чем предвыборные игры.
Валерий Манилов, генерал-полковник, первый заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ:
-- ФПС и ФАПСИ возвращены в свое лоно, в единую систему госбезопасности. Пограничные округа, как надуманные структуры, видимо, будут ликвидированы. Вместо главного командования будет, и это логично, управление. Резко уменьшится количество генералов. Система управления будет рационализирована. Ликвидируется параллелизм.
Госкомитет по гособоронзаказу необходим для наведения порядка в этой сложнейшей сфере материально-технического обеспечения военной организации государства. Немереное количество госзаказчиков раздергивало бюджетные средства на дублирующие заказы, затруднен был контроль за прохождением средств. С появлением нового комитета решается триединая задача: появляется единая идеология гособоронзаказа, обеспечиваются ресурсами приоритетные направления вооружений, осуществляется реальный контроль за целевым расходованием средств.
Нынешние перемены не спонтанны, все они вытекают из Основ государственной политики по военному строительству до 2010 года, утвержденных президентом в августе 2002 года. Для тех, кто знаком с этим грифованным документом, было мало что неожиданного.
Николай ПОРОСКОВ