|
|
N°166, 14 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мой до дыр
В отмывании денег подозревается каждый
Борьба с отмыванием денег все больше входит в моду у российских чиновников. Раньше в основном депутаты пытались придумать, как взять под контроль движение капиталов, включая и средства граждан. Теперь за дело взялись правоохранительные органы. Министерство внутренних дел готовит к внесению в правительство проект закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
Если верить документу, в стране будет установлен практически тотальный контроль над сделками, превышающими сумму 5000 минимальных зарплат -- то есть 660 тысяч рублей, или 23,5 тысячи долларов. Правда, в законопроекте предпринята слабая попытка провести некую селекцию сделок, подлежащих «обязательному контролю». Конечно, на том уровне финансового понимания, на котором принято изъясняться в правоохранительных органах. Так, при работе с наличными предложено проверять такие операции, как обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства или зачисление денег на счет юридического лица тогда, когда это не обусловлено характером хозяйственной деятельности. Вклады берутся под контроль в тех случаях, если депозит оформлен на предъявителя или деньги переведены на анонимного владельца. Законотворцы от МВД сподобились даже начертить пару формул в духе времени, а именно: следить за «кредитами, по которым процент установлен в два раза выше или ниже рыночного», а также «за счетами юридических лиц, деятельность которых не превышает одного месяца», -- то есть за фирмами-однодневками.
Всю занимательную селекцию, расписанную в нескольких статьях «милицейского» проекта, перечеркивает положение, запрятанное умелыми чиновниками в самый конец: «Обязательному контролю подлежат сделки с движимым и недвижимым имуществом». То есть все.
Но и этого авторам проекта показалось мало. Статья «Меры по противодействию отмыванию доходов» предписывает «фиксировать подозрительные сделки и крупные, нестандартные денежные операции» помимо сделок, подпадающих под обязательный контроль. Роль контролеров будут выполнять кредитные или иные финансовые организации и фирмы, удостоверяющие сделки физических и юридических лиц. Они же будут поставлять информацию в Межведомственный центр при МВД. Если вышеперечисленные организации попытаются уклониться от выполнения функций тотальной слежки за своими клиентами, то им грозит наказание в виде отзыва лицензии. А «сознательных» помощников, которые положат конец коммерческой и банковской тайне, МВД решило поощрить. Кредитные и иные финансовые организации, действующие в рамках, предусмотренных законопроектом, будут «освобождаться от ответственности за любой ущерб», причиненный клиентам. А вот контроль «за физическим перемещением через границу наличных денег и передаваемых денежных документов на предъявителя» правоохранительные органы перепоручать никому не стали, записали за собой. Что, в общем, до сих пор делалось без специального закона.
Сейчас проект проходит согласование в министерствах и ведомствах. В Минфине отвергают в принципе подход МВД к борьбе с отмыванием денег, полагая, что он парализует всю коммерческую деятельность в стране. Высокопоставленный чиновник Минфина сказал газете «Время новостей»: «В основе мвдэшного закона лежит термин «доход, полученный преступным путем». Но что есть преступный путь, может установить только суд. Так что все чиновничьи амбиции по борьбе с некими преступными доходами будут считаться самоуправством до решения суда. А если есть судебное решение, то с чем тогда бороться».
Но с помощью или без помощи милиции, а финансистам от власти все-таки придется думать, как бороться с отмыванием денег. Вчера миссия МВФ во главе с Жераром Беланже провела первые встречи в Белом доме с Алексеем Кудриным и Татьяной Парамоновой. Переговоры носили «установочный» характер -- стороны подтвердили, что намерены через неделю достичь согласия по новой программе сотрудничества. Вопрос о борьбе с отмыванием денег будет одной из важнейших тем на переговорах: то, что Россия включена в список стран, не отвечающих критериям FATF (международной организации по борьбе с незаконным отмыванием средств), как полагают эксперты, может быть использовано МВФ, когда российская программа будет вынесена на рассмотрение Совета директоров.
В июле 1999 года для борьбы с поступлением «грязных» денег в экономику России был сформирован Межведомственный центр по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем. В состав центра вошли сотрудники МВД, ФСБ, ГТК, ФСНП, Минэкономики, Минфина и МНС. Сейчас, помимо центрального аппарата центра, подразделения созданы уже в 12 регионах России. В задачи центра входит разработка механизмов по борьбе с отмыванием «грязных» денег. Только в этом году центр проверил около 1500 предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, против некоторых из них возбуждены уголовные дела. Самым крупным мероприятием центра стала операция «Голдфингер» по отработке механизмов контроля за перемещением наличных денег через границу. В ходе нее было выявлено более 100 жителей разных стран, незаконно перевозивших крупные партии валюты.
Вера КУЗНЕЦОВА