|
|
N°43, 12 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ФСБ становится суперспецслужбой
Разговоры о возвращении обратно отпочковавшихся от бывшего КГБ «дочек» -- ФАПСИ и ФПС -- начались сразу после их отделения в 1991 году. Тогда Борис Ельцин взял курс на ослабление армии, от которой, как он считал, исходит угроза его власти, и усиление так называемых «других войск». В том числе и пограничников. Отделившись, «зеленые фуражки» все больше уходили в «автономное плавание». У них появились свои танки, артиллерия, авиация и даже военно-морской флот, обзавелись они и своей системой разведки. Количество генералов в ФПС по сравнению с советским периодом увеличилось в десяток раз. «Суверенитет» пограничников привел к значительному увеличению финансовых затрат, нарушению единой системы управления.
Недоразумение спустя более десяти лет исправлено. Функции почившей в бозе Федеральной пограничной службы переданы ФСБ. Руководство погранслужбой возложено на первого заместителя директора ФСБ Владимира Проничева. А бывший директор ФПС Константин Тоцкий назначен постоянным представителем России при НАТО. Весь служебный путь г-на Тоцкого связан с границей, и в новую должность входить ему придется долго. Бывший директор ФПС вчера признал, что участок ему достался «крайне сложный». Тем более что президент поручил ему «переводить отношения России и НАТО в новую плоскость, добиваясь практических результатов».
Нынешние перемены осуществляются под знаком «ликвидации параллелизма в работе спецслужб», «повышения оптимизации и управляемости». Примерно под теми же знаменами военно-космические силы и ракетно-космическую оборону передавали в РВСН, а затем изымали их оттуда. Ликвидировали главкомат Сухопутных войск, чтобы потом восстановить. Поэтому говорить о плюсах давно ожидаемого слияния пока рано.
Тем более что среди пограничников немало недовольных. Они считают, что Владимир Путин своим указом перешагнул через закон «О государственной границе», в котором ФПС определена как самостоятельная структура. Чтобы лишить ее этой самостоятельности, влив в другое ведомство, надо прежде изменить закон. Аналогичная ситуация, кстати, и с ФАПСИ.
Кроме того, оставляет много вопросов и само решение поделить ФАПСИ между Минобороны и ФСБ. То, что в Федеральную службу безопасности вернутся «кремлевки», «вертушки» и прочая спецсвязь, а также войска правительственной связи (выполняющие те же функции, только в мобильном варианте), понятно. Как вполне логичен возврат службе безопасности разветвленной, лучшей в мире криптографической службы с ее кодами, которые не разгадываются десятилетиями даже ЭВМ, выполняющими миллионы операций в секунду. Непонятно только, что же отойдет военному ведомству. Кроме, конечно, самого г-на Матюхина.
Дело в том, что в вооруженных силах существует своя засекреченная связь, сокращенно ЗАС. Ее нити пронзают всю систему управления -- от роты до штаба военного округа и самого Минобороны. А вот связь военных с властными структурами обеспечивает уже ФАПСИ. Смешивать же две эти структуры связи, по мнению специалистов из этой спецслужбы, значит нарушить систему взаимоконтроля. Существует непреложное правило -- нельзя отдавать засекреченную связь в одни руки.
Единственное, пожалуй, что может быть слито воедино, так это электронная разведка, с помощью которой добывается более 60% конфиденциальной информации. Например, радиоэлектронный центр на Кубе эксплуатировали совместно ФАПСИ и Главное разведывательное управление (ГРУ) Генштаба. Но этого недостаточно, чтобы сливать совершенно разные структуры.
Источник газеты «Время новостей» в Совете безопасности утверждает, что в проекте принятых вчера решений фигурировала и Служба внешней разведки, которую также планировалось вернуть в ФСБ. Однако разведчикам пока удалось сохранить самостоятельность.
Николай ПОРОСКОВ