|
|
N°43, 12 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром» признался
Алексей Миллер и Алишер Усманов собрали контрольный пакет
«Газпром» завершил работу по консолидации акций компании, -- сообщила вчера пресс-служба концерна. -- В результате общество, его дочерние предприятия и государство контролируют более 51% акций». По сути, концерн впервые официально признал то, что было уже давно известно на рынке. Так эту информацию единодушно оценили эксперты, опрошенные газетой «Время новостей». А источник, близкий к «Газпрому», объяснил появление новости именно сейчас тем, что концерн завершил сделку по возврату под свой контроль 4,83% акций, которые ранее принадлежали «Стройтрансгазу».
Пресс-секретарь главы «Газпрома» Наталья Селиванова подтвердила газете «Время новостей», что сделка действительно завершена и ее проводила 100-процентная «дочка» «Газпроминвестхолдинг». Однако она категорически отказалась комментировать структуру сделки, а также размер пакета «Газпрома», который контролируется его «дочерними структурами».
На одном из заседаний совета директоров в конце прошлого года председатель правления Алексей Миллер признавался, что всего менеджмент контролирует порядка 20% акций. То есть совместно с государством, у которого 38,37% акций, консолидация достигла гораздо большей величины, нежели официальные «более 51%». Согласно открытым данным, 4,7% акций концерна принадлежит корпоративному пенсионному фонду «Газфонд», 4,57% -- голландской «дочке» Gazprom Finance B.V., 0,76% -- Газпромбанку. С учетом 4,83%, выкупленных у «Стройтрансгаза» (согласно международной отчетности «Газпрома», «Стройтрансгаз» получил за акции векселя концерна на сумму 4,6 млрд руб., хотя рыночная стоимость пакета на тот момент составляла свыше 29 млрд руб.), менеджмент «Газпрома» официально контролирует пакет акций 14,87%.
Подтвердить наличие еще 5% собственных акций у «Газпрома» не удалось. Хотя генеральный директор «Газпроминвестхолдинга» и советник Алексея Миллера Алишер Усманов сообщил газете «Время новостей», что всего структуры его компании аккумулировали свыше 5,5%. «Часть была выкуплена на свободном рынке, часть -- возвращена через совместное ведение», -- заявил он. Но назвать сумму, в которую «Газпрому» обошлась консолидация, отказался.
В концерне завершение процесса консолидации расценивают как окончание первого этапа движения к либерализации рынка акций компании, что является основным ограничителем роста ее капитализации. «Либерализация рынка акций «Газпрома» вызовет не только рост капитализации самой компании, но и повысит капитализацию фондового рынка России», -- заявил Алексей Миллер, слова которого приводятся в пресс-релизе.
Однако эксперты не верят в скорую либерализацию рынка акций. Как известно, предложения на эту тему долго формулировала специальная рабочая группа под руководством первого замглавы кремлевской администрации Дмитрия Медведева. Однако в результате эта группа не решилась взять на себя ответственность (хотя именно этого и ждал рынок) и представила на усмотрение правительства несколько различных вариантов действий. С тех пор прошло полтора года, но никаких решений не принято.
Исполнительный директор Объединенной финансовой группы Илья Шербович «далек от мысли», говорит он, «что сейчас начнется бурная либерализация рынка акций «Газпрома». «Пока четкой позиции государства по либерализации рынка акций не видно», -- полагает он. Кандидат в совет директоров концерна от миноритарных акционеров Вадим Клейнер считает, что объективных причин для затягивания либерализации не было и до консолидации контроля. «Государству гораздо проще было бы ввести «золотую акцию», которая бы гарантировала соблюдение его интересов», -- говорит эксперт.
Суть вчерашнего заявления «Газпрома», по-видимому, в следующем. Команда Алексея Миллера ликвидировала главное препятствие к либерализации рынка акций и внутренней реструктуризации концерна -- отсутствие у государства контрольного пакета. Это не так мало, если учесть, какие усилия были предприняты. Но и нельзя сказать, что это достижение имеет глубокий смысл: в конце концов, менеджмент и правительство признали недостаток контроля препятствием для действий главным образом из-за отсутствия программы этих действий. Нет такой программы и сейчас. «Если считать, что у консолидации контрольного пакета имеется конкретная цель в виде либерализации рынка акций, то сообщение можно только приветствовать. Но мне кажется, сейчас речь не идет ни о либерализации условий обращения, ни о реформе «Газпрома», -- говорит собеседник газеты «Время новостей» в крупном американском инвестиционном банке. -- Поэтому для инвесторов новость скорее нейтральная, в этом смысле поводов для роста капитализации я не вижу. Другое дело, что бумаги «Газпрома» в принципе пока недооценены». Вчера по итогам торгов на бирже «Санкт-Петербург» и Франкфуртской фондовой бирже (основных торговых площадках акциями и ADS «Газпрома») бумаги концерна подорожали немногим более чем на 1%
Алексей ГРИВАЧ