|
|
N°43, 12 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Краткий курс чеченской истории
О будущем Чечни после референдума говорить преждевременно
Российское руководство представило вчера журналистам свою трактовку событий, происходящих в Чечне начиная с 1991 года -- в предельно сжатом варианте она изложена на страницах брошюры «Чечня: вопросы и ответы». Помощник президента Сергей Ястржембский сообщил журналистам, что президентская администрация давно фиксирует самые частые вопросы отечественных и иностранных СМИ, а сборник как раз содержит ответы. Его напечатали на русском, арабском и основных европейских языках. На иллюстрациях почти не видно разрушенных зданий, зато есть играющие дети, солдаты в походной церкви и юноша, любовно вырезающий по дереву парадную вывеску Федеральной службы безопасности.
Вопросов и ответов оказалось больше полусотни. Некоторые из них сформулированы весьма броско -- например, «Как повлияло на Чечню историческое соседство с русской нацией?» или «Не способствовал ли сам федеральный центр приходу сепаратистов к власти в Чечне?» Из ответа на последний вопрос выясняется, что не способствовал, в отличие от «лидеров сепаратистских движений Прибалтики». Многие ответы выглядят как минимум спорными или неточными. В ответе на вопрос о потерях российских силовых структур в ходе контртеррористической операции отчего-то приведены данные годичной давности.
Правда, часть расплывчатых ответов журналистам позволили уточнить прямо на презентации: вместе с г-ном Ястржембским книжку хвалили глава Чечни Ахмад Кадыров, федеральный министр по Чечне Станислав Ильясов, глава Госстроя Николай Кошман и замминистра обороны генерал-полковник Игорь Пузанов. Г-на Кадырова спросили, не боится ли он покушения. «Я давно отбоялся», -- отвечал глава республики. Иностранные журналисты стали уточнять, правда ли в родовом селе главы администрации Центорое действует тюрьма, созданная его личной охраной. Тогда г-н Кадыров уточнил, что его охрана является спецотрядом республиканского МВД, которым командует его младший сын: «Он воюет, задерживает, убивает и сдает бандитов. Путать отца с сыном не надо. Приезжайте в Центорой, я вам все покажу».
Были заданы и традиционные вопросы про чеченские деньги -- на них отвечали гг. Кошман и Ильясов. Они сообщили, что финансирование восстановления республики на этот год уже открыто, а в ближайшие дни будут определены подрядчики, которым эти деньги предстоит осваивать. «Все расходы будут официально публиковаться в чеченских газетах», -- объявил г-н Кошман. Схема финансирования по сравнению с прошлым годом не изменится -- большая часть средств будет поступать к подрядчикам из федерального казначейства через дирекцию по восстановлению. Кстати, ее бывшего начальника, ныне премьер-министра Чечни Анатолия Попова, на презентацию почему-то не пригласили.
Официальной и общедоступной концепции дальнейшего развития Чечни по-прежнему нет, и прогнозов на будущее представители власти предпочитают не строить. Ближайшее событие, о котором они говорят в один голос, -- референдум 23 марта. Г-н Ястржембский несколько расстроен отказом Бюро ПАСЕ прислать на плебисцит наблюдателей: «Это странная и лукавая позиция. Но референдум состоится независимо от присутствия экспертов Совета Европы». Помощник президента считает, что для народа Чечни предстоящее голосование -- путь к возможной широкой автономии. Правда, на вопрос газеты «Время новостей» о том, что такая автономия может означать с точки зрения Конституции России, г-н Ястржембский не ответил, заметив, что обсуждать это пока преждевременно. Пока Кремль просто обещает, что после 23 марта в Чечне начнется совсем другая история.
Иван СУХОВ