|
|
N°43, 12 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чиновники не должны реформировать себя сами
Госдуме не понравился закон о гражданской службе
В ходе вчерашних парламентских слушаний о реформе госслужбы депутаты Госдумы раскритиковали законопроект «О государственной гражданской службе РФ» -- второй из пакета реформаторских законов. Если этот законопроект вступит в силу, то, по мнению депутатов, первый, принятый Госдумой за основу 21 января этого года, под названием «О системе госслужбы РФ» потеряет всю свою революционность. Согласно новому документу, чтобы стать госслужащим, чиновнику не придется проходить строгий отбор на комиссии, как предполагалось ранее. Конкурсная комиссия согласно проекту будет набираться из «независимых» экспертов, предварительно утвержденных руководителем ведомства или департамента. А предложенный в первом законопроекте принцип зависимости уровня зарплаты чиновника от эффективности его труда теряет смысл из-за гуманности власти, проявившей себя во втором законопроекте. По выражению замминистра юстиции РФ Александра Карлина, от имени министерства, курирующего законопроекты, «власть должна думать и о сотнях тысяч неэффективных чиновниках и их семьях, которые могут остаться без куска хлеба». Впрочем, выступая на парламентских слушаниях, г-н Карлин не стал убеждать депутатов в необоснованности их критики, пообещав исправить положение в «видовых» законах (о муниципальных служащих, о денежном вознаграждении чиновников, об их медицинском страховании -- всего 10 законов), которые будут подготовлены вдогонку к основным. «Основные законопроекты должны лишь создать предпосылки», -- пояснил г-н Карлин. При этом осталось непонятно, зачем разрабатывать второй рамочный закон, который по сути отменяет первый, чтобы потом принять еще десяток законов, лишающих смысла второй.
Чтобы прояснить ситуацию и вернуть реформу на прежние рельсы, депутаты разработали 200 поправок к законопроекту «О системе госслужбы РФ». Вице-спикер Госдумы Ирина Хакамада даже предложила не принимать в первом чтении законопроект «О государственной гражданской службе РФ», пока не будут учтены эти 200 поправок.
Игорь Юргенс, член бюро РСПП по административной реформе:
-- Реформа государственной службы конечно же тормозит, потому что еще не время. Парламентским слушаниям, прошедшим вчера в Госдуме, предшествовало два года работы по ее подготовке. Из общего смысла нашего разговора с президентом стало понятно, что потребуется еще два года, чтобы реформа началась, и что случится это не раньше выборов президента, назначенных на март 2004 года. Именно тогда наступит своеобразная точка бифуркации, когда будут возможны два сценария: либо Путин захочет войти в историю как реформатор, либо как консерватор, который заморозит статус-кво. На мой взгляд, будет развиваться все же первый сценарий. Удачные попытки реформирования госслужбы, которые были при Петре Первом и при Сталине, осуществлялись в тяжелых условиях на фоне железных занавесов. Сегодня у нас открытые границы, глобализация, нас приняли в «большую восьмерку» и, правда с оговорками, назвали нашу экономику рыночной. Так что у реформы госслужбы в России есть будущее.
Марина РОМАНОВА