Проект второй резолюции по Ираку будет внесен в Совбез не ранее конца недели, хотя это планировалось сделать еще вчера. Об этом объявили представитель Белого дома Ари Флейшер и постпред США в ООН Джон Негропонте. Эта отсрочка свидетельствует, что американцы попадают в международную изоляцию. Они никак не могут заручиться поддержкой международного сообщества для войны в Персидском заливе. «Отсутствие санкции ООН сделает войну против Ирака незаконной», -- заявил генсек организации Кофи Аннан.
Дело дошло до того, что США все чаще говорят о ненужности ООН и предлагают заменить ее чем-то более для себя подходящим. «Если ООН будет бездействовать и не сможет стать той международной организацией, которая разоружит Саддама, то это сделает другая организация», -- заявил вчера Ари Флейшер. По его мнению, американский президент вправе создать альтернативную организацию или коалицию, способную разоружить Ирак. Очевидно, это должна быть какая-то совершенно новая организация, поскольку генсек военного альянса НАТО Джордж Робертсон -- и тот сегодня против войны, о чем он лично вчера заявил.
Но пока США опасаются пойти на столь решительные меры. Они все еще надеются на лояльность Совбеза ООН, хотя и столкнулись там с невиданным сопротивлением. Большинство членов Совбеза продолжают настаивать на дипломатическом решении иракской проблемы. Даже Британия согласилась дать Багдаду больше времени для выполнения резолюции 1441.
Попытки администрации Буша перетянуть на свою сторону колеблющихся членов Совбеза окончились фиаско. Вчера шесть непостоянных членов Совбеза (Ангола, Чили, Пакистан, Камерун, Мексика и Гвинея) вовсе выбили почву из-под ног американцев, представив собственный проект резолюции. Он устанавливает 17 апреля в качестве даты, к которой Ирак должен выполнить требования мирового сообщества по разоружению. До этого, по мнению авторов проекта, никакой войны быть не должно. Не прибавило американцам оптимизма и открытое заседание Совбеза, созванное вчера по инициативе Движения неприсоединения, -- большинство ораторов высказались за мирное разрешение иракского кризиса.
Теперь в ООН считают, что шансы на принятие англо-американской резолюции стали еще более призрачными. Не исключено, что она будет отозвана и дополнена новыми «тестами» для Багдада, невыполнение которых уже точно повлечет за собой «самые серьезные последствия».
При этом даже если бы Штаты имели в СБ ООН нужное число сторонников (9 из 15), то постоянный член Совбеза --
Франция, по словам президента Жака Ширака, все равно воспользовалась бы правом вето. Такую же позицию заняли Москва и Пекин, также обладающие правом вето. Министр иностранных дел России Игорь Иванов заявил вчера, что «позиция России и президента Владимира Путина» заключается в том, чтобы «голосовать против резолюции, предусматривающей прямо или косвенно применение силы» против Багдада.
Американский союзник -- британский премьер Тони Блэр призвал Францию и Россию не применять права вето, которое, по его словам, поможет Саддаму «выкрутиться». Блэр сослался на якобы продолжающуюся в Ираке разработку беспилотных самолетов, которые способны поражать цель в радиусе, превышающем разрешенный лимит в 150 км, боеголовками, начиненными химическим и биологическим оружием.
О том, что президент Буш «будет очень разочарован», если Москва решится заблокировать американо-британский проект, сообщила вчера его администрация. На этом фоне явной приманкой выглядит предложение главы международного комитета сената США Дика Лугара отменить поправку Джексона--Вэника, принятую в 1974 году. Этот реликт «холодной войны», формально действующий и поныне, ограничивает торговлю с Россией в наказание за чинившиеся в бывшем СССР препятствия еврейской эмиграции
. Американцы как бы намекают, что за хорошее поведение России могут пойти и на долгожданную отмену поправки и на другие уступки.