|
|
N°42, 11 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чудо-птица из империи зла, или МиГи приближаются к России
Уникальная судьба советских истребителей в НАТО
В нынешнем году в вооруженных силах Германии, Великобритании, Италии и Испании начнется отсчет новой эры. В военно-воздушные силы этих стран начнут поступать первые истребители Eurofighter. Этот самолет стал результатом многолетнего труда крупнейших в отрасли западноевропейских фирм-производителей -- European Aeronautic Defence and Space Company (EADS), британской BAE Systems, итальянской Alenia, испанской CASA, немецкой MTU Aero Engines. В люфтваффе, военно-воздушные силы Германии, первые «Евробойцы» (так можно перевести с английского языка название Eurofighter) поступят на вооружение эскадрильи истребителей JG73 «Штайнхофф», где и по сей день верой и правдой служат 23 советских МиГ-29. Они достались бундесверу в наследство от Национальной народной армии ГДР, куда советские машины поступили в 1988 году -- совсем незадолго до падения Берлинской стены.
Сегодня эскадрилья JG73 располагается в местечке Лааге на севере бывшей ГДР под Ростоком на берегу Балтийского моря. 1200 солдат и 500 гражданских служащих исполняют здесь функции «воздушной полиции» (Air Policing) по охране национального воздушного пространства. Сюда они еще в середине 90-х годов были переброшены из городка Прешен в земле Бранденбург неподалеку от Берлина. Там автору этих строк впервые и довелось побывать на попавшей под юрисдикцию НАТО военно-воздушной базе с ее двумя дюжинами советских истребителей. По тем ранним постперестроечным временам главный вопрос, волновавший воображение, формулировался приблизительно так: «Выходит, что теперь советская военная техника может быть использована против самого же Советского Союза?» Коммодоре, как называют командира эскадрильи, поспешил успокоить. Дескать, истребитель все равно что сторожевой пес, охраняющий участок своего хозяина, в данном случае -- границы территории НАТО. Эти границы, продолжал коммодоре, являются для такой «собаки» как бы глухим забором -- так диктует вся концепция оборонительного Альянса. Поэтому, дружелюбно посоветовал коммодоре, выбросите из головы мысли о потенциальной угрозе для вашей России со стороны наших-ваших МиГов. Затем налил себе и мне бокал шипучего вина из сувенирной бутылки с этикеткой «МиГ-29» и закурил огромную сигару.
Как и десять лет назад, сегодня советские МиГи остаются на лучшем счету у немецких военных пилотов. 36-летний командир летной части эскадрильи JG73 капитан Инго Герхартц говорит, что «прикипел сердцем» к этой машине. Сам он был направлен сюда, в новую федеральную землю Мекленбург -- Передняя Померания, с запада Германии. Там летал на «Фантомах», которые считает сильно устаревшими в сравнении с МиГом. «Конечно же, я в восторге от летных качеств этой российской машины, -- говорит Герхартц и уточняет: -- Переход на Eurofighter будет для нас гигантским шагом вперед, это вне всякого сомнения. Однако для определенных аспектов ведения воздушной войны МиГ, как и прежде, является выдающимся самолетом».
В последнее время «сторожевых собак» стали выводить на дальние прогулки. В прошлом году у JG73 прошли совместные учения с коллегами из Швейцарии. Был перелет и за океан -- через Исландию, Гренландию, Канаду -- в США на авиабазу в Неллисе под Лас-Вегасом. «Наши «гастроли» всякий раз превращаются в шумные шоу с огромными толпами журналистов и просто любопытных, которым охота поглазеть на всю эту «экзотику», -- смеется командир летной части. -- Мы сами себя ощущаем чем-то вроде голливудских звезд».
Для многих на Западе МиГ-29 так и продолжает оставаться одним из главных символов «холодной войны» -- «чудо-птицей из империи зла». Прежде про них читали в шпионских романах да узнавали из голливудских фильмов. Теперь настоящий МиГ можно пощупать руками. А летчику-профессионалу всерьез сразиться с ним -- хоть и в учебном, но все же бою. В прошлом августе «бродячий цирк» в составе семи российских истребителей из Лааге можно было увидеть над Ниагарским водопадом. Задачей немцев было обучение американских коллег из военной школы US Air Force тонкостям воздушного боя против МиГ-29. Как и всегда в подобных случаях, пилоты-немцы играют роль «плохих». Во время подобных учений довольно часто «плохие» выходят победителями против различных модификаций «Фантомов». Часто, но не всегда: в воздушном бое «наши» радары оказываются слабее, чем у «противника». То же часто можно сказать и о вооружении. Кстати, для американцев уроки живых воздушных боев с советским МиГом, которые им были преподаны немецкими пилотами, оказались важными еще и по той причине, что истребители этого типа в свое время были поставлены Советским Союзом для оснащения армии Ирака (говорят, что еще в 1977 году американские военно-воздушные силы приобрели для себя в Молдавии 21 МиГ-29. Они были доставлены на авиабазу в Дейтоне и там по сути дела не взлетали: американцам было любопытно изучить саму технику этой машины). Возможно, опыт, полученный год назад в Неллисе, вот-вот пригодится американским пилотам-истребителям в боевой обстановке на Ближнем Востоке...
Как рассказывает Инго Герхартц, в эскадрилье по сей день служат некоторые летчики, которые пришли в люфтваффе из ВВС ГДР. И вообще эскадрилья JG73 -- известный уникум в европейских вооруженных силах НАТО. Здесь под одной крышей объединены как бы две противоборствующие системы: наряду с советскими МиГами в ней находятся на вооружении пятнадцать «Фантомов» F4. Поэтому по-немецки основательная формулировка потенциальной боевой задачи для летчиков звучит для русского уха как каламбур: «Используя западные знания военно-воздушного дела и западную тактику ведения боя, воевать на восточном истребителе против западных самолетов».
За три года службы в Лааге Инго Герхартц стал искренним фанатом русского МиГа. «Русская машина исключительно подвижна, оснащена мощными двигателями и обладает поистине выдающейся аэродинамикой, -- делится своими впечатлениями капитан люфтваффе. -- Это то, что нужно! Для ее старта требуется лишь 250 метров, она теоретически выдерживает нагрузку девятикратного земного ускорения и достигает скорости в 2,3 Маха -- более чем вдвое быстрее звука». Восторгов немцев по поводу русского истребителя оказалась не в состоянии сломить даже такая традиционная советская проблема, как нехватка запчастей. Этот дефицит, который в армии демократической республики немецких рабочих и крестьян считался абсолютно нормальным, вызывал, мягко говоря, недоумение у офицеров бундесвера еще в начале 90-х годов. Проблему, как следует из рассказа капитана Герхартца, решили методами капиталистической кооперации: «Довольно быстро представителям немецкой авиакосмической отрасли удалось наладить сотрудничество с российскими производителями МиГов. Было даже создано специальное немецко-российское СП под названием «МАПС», которое осуществляет не только снабжение нашего проекта запчастями, но и проводит крупные техобслуживания машин. О первоначальных трудностях, в том числе и языковых, здесь давно забыли». Для техников из Лааге, обслуживающих российские самолеты на службе у люфтваффе, стали обычными маршруты командировок в Россию, где немцы перенимают самый передовой опыт работы с МиГ-29. Но и этого со временем оказалось недостаточным, и в штатное расписание эскадрильи истребителей JG73 была введена должность «постоянного российского гостя». Такого специалиста, работающего здесь в последние годы, немцы уважительно называет «доктором Полозовым» и очень просят вынести ему особую благодарность перед российским читателем.
За все эти годы эскадрилья люфтваффе лишилась одного МиГ-29: он разбился при выполнении учебного полета. По словам капитана Герхартца, истребитель зашел в штопор, а из него редко какая машина может выбраться. Пилот успешно катапультировался. Только вот вместо ответа на мой вопрос, кто же виноват в подобных ситуациях -- человек или техника, капитан прочитал мне нечто вроде лекции о том, что бывают в жизни летчиков такие ситуации, когда виновных искать бесполезно. В определенных фазах воздушного боя пилот выбирает предельную нагрузку для себя и своей машины. Следствием этого может стать трагедия, но сам вкус таких ситуаций вызывает у Герхартца гордость: «Работа на пределе границы возможного исключительно важна для военного летчика. Это то, что нас, истребителей, отличает от пилотов гражданских авиалиний».
Как относится командир летной части JG73 к перспективе своей переквалификации на Eurofighter? «Немцы в таких случаях говорят: провожаю МиГ-29, и один глаз смеется, а другой плачет, -- отвечает Инго Герхартц. -- Грустно прощаться с самолетом, который стал тебе как бы родным. Но и техника не может стоять на месте -- мы должны двигаться вперед, и делать это на Eurofighter любому летчику-истребителю весьма престижно».
К тому же, как считают немецкие специалисты, время МиГ-29 уже постепенно приблизилось к закату. Этот легкий фронтовой истребитель предназначен для ведения с земли ближнего воздушного боя. Данная концепция создавалась еще в советские времена для совершенно определенного политического сценария противостояния между Западом и Востоком. Этот сценарий уже безвозвратно отыгран историей. Осенью 2004 года в Лааге в последний раз взлетит над немецкой Балтикой российский МиГ-29. Однако пилотам из эскадрильи JG73 на некоторое время все еще предстоит оставаться «экзотами». Ведь и Eurofighter в немецких ВВС они получат первыми.
После вывода из состава люфтваффе МиГи из Лааге еще полетают в Польше. По межправительственному договору ФРГ безвозмездно передаст их для укрепления ВВС этого «молодого» члена НАТО. Кстати, это будет не первый для Польши опыт приобретения МиГ-29 через третьи страны. В 1996 году она выменяла десять таких истребителей у Чехии на вертолеты собственного производства. А непосредственно из СССР перед самым распадом Варшавского договора поляки успели получить только 12 МиГ-29.
Фото любезно предоставлены командованием эскадрильи JG73 SteinhoffEurofighter в небе Европы
В Великобритании первые самолеты типа Eurofighter начали нести службу в Royal Air Force в 2002 году, когда там была создана т.н. оперативно-испытательная часть Eurofighter. В ее задачи входит оценка самолета и определение последующего использования 232 боевых машин этого типа в британских войсках. Эта часть расположена в районе промышленной площадки североанглийского города Уортон в графстве Ланкашир, где фирма BAE Systems -- один из ведущих партнеров проекта Eurofighter -- в течение многих лет занимается созданием военных самолетов. Там же изготовляется передняя часть фюзеляжа Eurofighter. Пилоты-испытатели BEA Systems производят там проверку английских прототипов и серийных моделей Eurofighter после сборки самолетов в гигантских цехах-ангарах из компонентов и деталей, поступающих сюда также из Германии, Италии и Испании. В 2004 году после завершения возложенной на нее задачи оперативно-испытательная часть Eurofighter будет передислоцирована на авиабазу Conigsby в графстве Линкольншир. Там этой боевой части Eurofighter будет присвоено официальное название 17-й эскадрильи королевских ВВС Великобритании. Кроме того, на этой же авиабазе будет размещена 29-я эскадрилья королевских ВВС, которая традиционно исполняет роль охранника воздушного пространства Ее Величества. Эта эскадрилья явится также школой для обучения молодых пилотов для истребителя Eurofighter.
Уже в 2002 году в ВВС Италии -- Aeronautica Militare Italiana -- началась экспериментальная фаза перехода на новые европейские истребители, которые постепенно заменят прежние истребители F-104. Летом текущего года начнется плановый перевод Eurofighter 9-й эскадрильи, который полностью завершится к 2006 году. Обучение молодых пилотов для Eurofighter пройдет в 20-й эскадрилье, которая будет оснащена новыми истребителями к 2004 году. Всего в итальянских ВВС будет использоваться 121 самолет-истребитель нового поколения.
В качестве «трамплина» для истребителя Eurofighter в Испании пилотам и техникам ВВС выделен регион на юге этой страны. В 2004 году там на авиабазе в Морон-де-ла-Фронтера приземлятся первые из 87 самолетов этого типа, предназначенных для испанской армии. Специально для этого создается Escuadra 113, первая эскадрилья испанских ВВС, которая будет вооружена Eurofighter. В 2005 году эскадрилья будет полностью укомплектована 14 такими самолетами. После этого данная эскадрилья сможет начать выполнять отведенную ей в этом процессе роль «оперативной конверсионной части», связанную с подготовкой пилотов во всех областях воздушного боя с использованием Eurofighter. Первоначально для этой цели будет выделено 15 опытных пилотов. Они обучат также дополнительно еще 15 пилотов, которые после завершения своей подготовки составят костяк 113-й эскадрильи.
Юрий ШПАКОВ, Лааге