|
|
N°42, 11 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Самостоятельного налогового учета вести будет не нужно»
До 1 апреля Минэкономразвития и Минфин должны разработать концепцию развития системы учета и отчетности на среднесрочную перспективу, предусматривающую перевод российской бухгалтерии на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Завтра в МЭРТ пройдет открытое совещание, на котором все заинтересованные стороны, в том числе и общественные организации, расскажут о собственном видении этого процесса. О возможных путях перехода обозревателю газеты «Время новостей» Вере СИТНИНОЙ рассказал глава департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития России Церен ЦЕРЕНОВ.
-- Зачем вообще нужно менять бухгалтерию и переходить на международные стандарты?
-- Сегодня речь уже не идет о том, переходить на международные стандарты финансовой отчетности или нет. Вопрос заключается лишь в том, как это сделать наиболее эффективно. Действующие сейчас стандарты удобны лишь для выполнения фискальных функций и не обеспечивают прозрачности компаний для акционеров и инвесторов, кстати, и для государства как собственника тоже. Из-за этого снижается инвестиционная привлекательность компаний. Кроме того, различия в национальной и мировой системах мешают интеграции России в мировую экономику, что особенно важно в свете намеченного вступления в ВТО.
Кстати, необходимо разделять понятия «бухгалтерский учет» и «финансовая отчетность». Учет -- это отражение в бухгалтерии всех хозяйственных операций, а отчетность -- это сводные данные за определенный период времени.
-- Как, по мнению МЭРТ, должен осуществляться этот переход
-- Мы предлагаем вариант постепенной либерализации государственного регулирования системы бухучета. Особенно важно привлекать профессиональное сообщество к вопросам регулирования. Мы считаем, что должно быть совмещение государственного и негосударственного регулирования. Об этом свидетельствует и мировой опыт. В Германии, например, существует комитет по стандартам, в который входят и чиновники, но большей частью представители негосударственных структур. Мы предлагаем часть государственных полномочий по регулированию бухучета передать специально созданному негосударственному Национальному совету по вопросам международных стандартов финансовой отчетности. Это что касается бухгалтерского учета.
Финансовая отчетность нужна для акционеров, кредиторов, собственников и заинтересованных лиц, а не для государства, если оно не выступает как собственник. Для государства нужна налоговая отчетность. В отношении финансовой отчетности государство должно требовать, только чтобы она составлялась и была открытой. Но государство не в состоянии контролировать качество финансовой отчетности всех предприятий.
Переход на МСФО, по нашему мнению, должен осуществляться постепенно. Первыми, возможно уже с 2004 г., вместе с банками перейдут открытые акционерные общества (ОАО), акции которых котируются на фондовых рынках. Затем, предположительно с 2006 г., переходить будут публичные компании, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке. А также те государственные унитарные предприятия, которые доживут до этого времени. И последними, где-то к 2010 г., перейдут компании, акции которых не обращаются на фондовых рынках, а также те, кто составляет отчетность по US GAAP. Разница между МСФО и US GAAP не такая уж большая, особенно по сравнению с российскими стандартами.
Малым предприятиям вообще не понадобится переходить на МСФО. Они должны будут составлять только налоговую отчетность. Кроме того, по нашему мнению, действующие на сегодняшний момент правила бухучета должны носить рекомендательный характер.
-- Есть ли необходимость обязывать переходить на новую форму учета те небольшие предприятия, которые вообще не планируют выходить на фондовые рынки?
-- Для средних предприятий вопрос дискуссионный. Однако есть четкий принцип. Если предприятие является публичным, т.е. может выпускать ценные бумаги и имеет значительное число акционеров, то оно должно нести определенные обязанности. А именно: составлять финансовую отчетность и публично ее размещать. Конечно, здесь еще нет окончательного решения. А по некоторым категориям даже мировой опыт не помогает. Например, по отношению к закрытым акционерным обществам (ЗАО). Пока мы решили, что только малые предприятия могут не переходить на МСФО, хотя считаю, что ЗАО тоже не следует переходить на эти стандарты. Пока этот вопрос находится в стадии дискуссии.
-- Насколько я могу судить, подготовленная вами концепция имеет очень мало общего с минфиновской.
-- Минфин выступает за постепенное сближение национальных и международных стандартов, не отменяя при этом государственное регулирование бухгалтерского учета. Профессиональное сообщество может быть когда-нибудь и будет допущено, может быть к 2010 году. У нас другая позиция. Регулирование следует поручить профессиональному сообществу, и менять надо всю отчетность, а не отдельные ее части.
По мнению Минфина, переход на международные стандарты нужен только для консолидированной отчетности. При этом будут действовать утвержденные государством стандарты финансовой отчетности. Но для предприятий такие меры приведут к значительным сложностям. В этом случае трудно делать сводную отчетность по международным правилам. Для предприятий будет проще вести единый учет и составлять налоговую отчетность методом корректировок.
Кроме того, Минфин предполагает подготовить законопроект о сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности, в котором прописать состав и порядок составления консолидированной отчетности. Зачем это делать, если это и так предусмотрено в МСФО? Кстати, необходимо говорить не о сводной бухгалтерской отчетности, а о консолидированной финансовой отчетности.
-- Удастся ли вам преодолеть разногласия к 1 апреля.
-- У нас запланирован ряд совещаний, так что мы рассчитываем на сближение позиций. Впрочем, мы готовы рассматривать и другие варианты. Но здесь нельзя забывать еще об одном важном моменте.
Мы вполне можем сами писать свои национальные стандарты и утверждать, что они приближены к МСФО, но Международный комитет по стандартам может их и не признать. Мы хоть сто раз повторим, что наши стандарты соответствуют, а они один раз скажут, что их не признают, и все труды пропадут впустую. Официальный перевод делается самим комитетом, только тогда стандарты будут признаны.
-- Среди предприятий особенно слышны голоса тех, кто заинтересован в скорейшем переходе на МСФО, рассчитывая на привлечение инвестиций, или тех, кто вынужден вести западную бухгалтерию для своей головной компании. Но никто не говорит об основной массе российских предприятий. Им будет легче или сложнее вести бухгалтерию по новым правилам?
-- Вначале им будет сложнее, потому что понадобится переучивать своих бухгалтеров. Но в то же время мы собираемся освободить предприятия от необходимости составлять финансовую отчетность по национальным стандартам. Самостоятельного налогового учета вести также будет не нужно. По нашему мнению, при снижении госрегулирования в области бухгалтерского учета, отмены обязательности составления финансовой отчетности по правилам бухучета, а также использования единого учета предприятиям будет значительно проще составлять финансовую отчетность и вести бухгалтерский учет.
Беседовала Вера СИТНИНА