|
|
N°42, 11 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новое поколение выбирают
В Консерватории выступили стипендиаты и лауреаты премий фонда «Русское исполнительское искусство»
В Малом зале Консерватории в присутствии премьер-министра Михаила Касьянова, министра культуры Михаила Швыдкого и особо отмеченных ведущим Святославом Бэлзой «представителей интеллигенции» (в зале были Михаил Казаков и Иван Дыховичный) вчера была дана эффектная и густонаселенная концертная программа с участием стипендиатов, лауреатов премии и обладателей грантов фонда «Русское исполнительское искусство».
Общественный фонд содействия развитию исполнительского искусства существует меньше года. Его учредители и попечители -- это редкий тандем первых лиц мирового музыкального рынка (председатель совета попечителей Валентин Берлинский, Юрий Башмет, Николай Петров, Наталья Шаховская, президент фонда Валерий Ворона и другие) и представителей российского бизнеса (Роман Абрамович, Олег Дерипаска и Александр Мамут).
В основу благотворительной работы фонда легла стипендиально-премиальная программа, которая многими наблюдателями признана уникальной. От скромного набора других премий и стипендий ее отличает то, что финансовую поддержку впервые получают не только концертирующие или учащиеся музыканты, но и педагоги -- причем как звезды провинциальных детских музыкальных школ, так и московская профессура. Среди премированных педагогов есть такие, чьи имена совершенно неизвестны широкой публике, но в профессиональной среде произносятся с не меньшим трепетом, чем, скажем, имя Башмета в массовой аудитории: известно, что без ансамблевого слышания Татьяны Гайдамович, чуткости Марии Гамбарян, скрипизма Майи Глезаровой, энтузиазма Веры Бириной, упорно поставляющей консерваторской профессуре будущих лауреатов-виолончелистов, без профессионализма Олега Бошняковича, Мильды Агазарян и многих других не было бы не только бесконечной череды часто лидирующих на международном рынке российских музыкантов, но и уникальной русской музыкальной среды со своими собственными художественными чертами.
В конце 2002 года фонд обнародовал список стипендиатов и лауреатов, состоящий из 115 детей (в течение года они будут получать стипендии по 100--200 долл. в месяц) и 80 преподавателей (их годовые стипендии составляют от 300 до 500 долл. в месяц). Тогда попечительский совет успел только вручить дипломы, а запланированный концерт был отложен из-за пожара в Консерватории.
Теперь следов пожара практически не видно, Малый зал в рабочем состоянии, а в концерте приняли участие более десятка молодых музыкантов-стипендиатов при поддержке взрослых -- Юрия Башмета, его ансамбля «Солисты Москвы» (с несколькими лауреатами премии фонда в составе) и Квартета им. Бородина во главе с председателем фонда Валентином Берлинским. По его словам, «этим концертом открылась новая эпоха русского исполнительства, в которой у музыкантов теперь есть новые возможности растить и развивать свое мастерство».
Овации следовали почти после каждого выступления, особенно приглянулись публике второкурсник пианист Вячеслав Грязнов с собственным эстрадизированным переложением рахманиновской «Итальянской польки», хор «Соколята» с восторженной колядкой про стипендии («Если вдруг родится Глинка, фонд облегчит ему жизнь!»), первоклашка ЦМШ Лена Просолупова (согласно легенде, ее заметили со скрипкой на Арбате, потом премировали и зачислили в престижную школу), юный мастер от Натальи Шаховской Сергей Антонов и двое «народников»: балалаечник-виртуоз Павел Теребиленко подкупил публику своим вдумчивым исполнением «Пляски смерти» Сен-Санса, а молодой аккордеонист Павел Уханов так лихо подмигнул Касьянову и так кокетливо подарил цветочек девушке в первом ряду, что аудитория ахнула.
После антракта, когда на сцене появилась старая музыкантская гвардия, легкий светский стиль сменился высоким слогом взрослого исполнительства, решившего не слишком заигрывать с публикой. Квартет им. Бородина с фирменным Ноктюрном из Второго бородинского квартета и ансамбль «Солисты Москвы» в переложенном Башметом Адажио Брамса из квинтета ор. 115 умудрились показать такое изощренное, умное и красивое звучание, какое не часто услышишь на традиционном филармоническом мероприятии.
Между тем и здесь концертный ритуал был нарушен: в каждой из частей концерта Баха для двух скрипок ре-минор солировала новая пара солистов-стипендиатов (концертмейстер «Солистов» Елена Ревич с маленьким братом Юрой, Юстина Аполонская с Асей Соршневой, участники ансамбля Максим Березницкий и Степан Якович), и Башмет разрешил аплодировать между частями, чего в другое время на дух не переносит.
Но кульминацией концерта стал финал ре-мажорного фортепианного концерта Гайдна со стипендиаткой Ларисой Колотовой за роялем. Если другие юные участники концерта в основном подтверждали профессионализм отборщиков собственным профессионализмом, то одиннадцатилетняя екатеринбурженка выглядела как сенсация. Она играла традиционный «вундеркиндский» концерт Гайдна с чистой интонацией, с ясной, органичной фразировкой и упрямо-светлым звуком (еще не по-взрослому объемным, но предчувствующим этот объем). После такого изумительного Гайдна девочку не отпускали со сцены, Башмет довольно улыбался, а стипендии и премии фонда «Русское исполнительское искусство» сразу приобрели не только понятную этическую, но и специально не запрограммированную эстетическую ценность.
Юлия БЕДЕРОВА