|
|
N°42, 11 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Безопасные советы
Европарламент будет следить за Чечней из Страсбурга
Женский день в Грозном прошел без особых происшествий, зато уже следующим утром события не заставили себя ждать -- здание республиканской избирательной комиссии оказалось заминированным. Специально обученная собака обнаружила под полом одной из комнат боеголовку артиллерийского снаряда. Грозил ли избиркому взрыв, решит следствие, -- пока комиссия Абдул-Керима Арсаханова работает в обычном режиме. Во всяком случае организаторами референдума получено очередное предупреждение насчет сложностей с организацией демократического волеизъявления в военно-полевых условиях.
Эти сложности в праздники обсуждали в Грозном секретарь Совбеза Владимир Рушайло и глава Чечни Ахмад Кадыров, пригласив глав республиканских районов. В районах здания минируются каждый день, люди, работающие в административных структурах или в ячейках «Единой России», живут под постоянной угрозой нападения сепаратистов, а мирные жители привыкли бояться и боевиков, и федералов. Перед голосованием российские власти стремятся несколько успокоить чеченцев. Для этого они, в частности, помпезно отправляют с грозненского вокзала солдат и технику к местам постоянной дислокации. Правда, если вывод «избыточных сил» будет продолжаться такими темпами, как сейчас, он растянется не на один год. Еще в Грозном снимают блокпосты -- тоже не спеша, пока разобрано только восемь из сорока с лишним. За этими переменами декораций местные жители следят с некоторой тревогой. Именно им придется на себе проверить, насколько гарантирована безопасность каждому участнику референдума.
В отличие от местных жителей, эксперты Парламентской ассамблеи Совета Европы имеют возможность выбирать, быть в Чечне в день голосования или остаться дома. Судя по всему, они предпочитают второе -- вчера вице-спикер ПАСЕ и глава международного комитета Совета Федерации РФ Михаил Маргелов сообщил о решении бюро ассамблеи наблюдателей на плебисцит не посылать. По словам г-на Маргелова, политической подоплеки в этом решении нет -- сам референдум в бюро оценивают «в высшей степени положительно». Сенатор сообщил, что европейцы руководствовались соображениями безопасности. Они даже дипломатично оговорили, что боятся, в сущности, не за себя, а за тех российских солдат, которые будут заботиться об их сохранности. Словом, заставить ПАСЕ поверить в мир в Чечне, явно не удалось.
Кстати, через неделю после референдума ПАСЕ соберется на очередную пленарную сессию, где будет сделан в том числе доклад по правам человека в Чечне. Делать его должен Рудольф Биндинг, известный своим предложением создать для оценки происшедшего в Чечне международный трибунал по аналогии гаагского. Российской стороне следует заранее готовиться к довольно нелицеприятным оценкам. Но если референдум к тому времени состоится, у России появится веский ответный аргумент.
Иван СУХОВ