|
|
N°166, 14 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иметь или пользоваться?
В споры о будущем украинской трубы вовлекается все больше участников
Борьба за украинскую трубу -- центральное звено транспортировки энергоносителей в Западную Европу -- становится все напряженнее. В конце прошлой недели свой вклад внес глава Еврокомиссии Романо Проди, который побывал в Киеве с визитом. По неофициальным данным, г-н Проди, обсуждавший будущее транзитного трубопровода, высказался в пользу концессии, поддержав тем самым негласную позицию Вашингтона и публичную -- правительства Ющенко. Выступая против приватизации магистральной трубы, Запад тем самым стремится не допустить того, чтобы она оказалась под контролем России.
Правительство Ющенко давно убеждает ЕС в необходимости создания консорциума по управлению газопроводом. Получая от западных компаний «живые» деньги за транзит (Россия сейчас расплачивается газом) Украина стала бы платежеспособной, уверяет премьер. Поскольку топливо закупалось бы не на западных границах Украины, а на восточных -- с Россией, владельцы консорциума были бы заинтересованы в глобальной реконструкции системы трубопроводов. То есть «экспортную» часть магистрали, которая, собственно, и сдается в аренду, хозяева вынуждены были бы отделить от внутриукраинских «артерий», сэкономив таким образом и газ, и нервы. Ведь сузились бы возможности местных «групп влияния» красть газ.
Россия, напротив, неоднократно высказывала свой интерес в приватизации газотранспортной системы Украины, и президент Леонид Кучма якобы даже обещал Владимиру Путину открыть российскому капиталу доступ к трубе. Правда, известно об этом со слов Путина, сам г-н Кучма открыто этого никогда не подтверждал. На главу украинского государства, судя по всему, оказывается мощное давление с Запада. Так, посол США в Киеве Карлос Паскуаль заявил газете «Время новостей», что «решение о приватизации» газотранспортной системы «еще не утверждено», а «привлечение к управлению квалифицированных международных менеджеров» должно проходить на «основе открытости, прозрачности, честного соревнования».
За передачу трубы в аренду на днях публично высказалась транснациональная компания Shell, амбиции которой поддерживает Вашингтон. «В этом случае Украина продолжала бы владеть стратегическими объектами, обеспечила бы капиталовложения, а также получала бы регулярные платежи на основе ежегодной стоимости концессии», -- считает директор по вопросам развития бизнеса компании Shell Gas & Power Ганс Вос.
Остроту внутриукраинской дискуссии о будущем трубы отражают противоречивые высказывания чиновников, принадлежащих одному ведомству. Так, секретарь СНБО Евгений Марчук публично рекламирует идеи приватизации. «Нам придется молить Россию, чтобы она приняла участие в этом приватизационном проекте, потому что наша газотранспортная система действительно стоит миллиарды долларов», -- заявил он в интервью газете «День», добавив, что эта система будет "стоить копейки", если будет загружена на 10--15%, "а газ -- главным образом российский". В то же время руководитель одного из управлений СНБО Леонид Минин высказался против приватизации и за аренду. Аналогичная ситуация и в МИДе. Министр иностранных дел Анатолий Зленко в телеинтервью категорически возражал против концессии, а его зам Александр Чалый поведал о намерениях Украины привлечь крупные европейские фирмы к созданию международного консорциума по управлению украинской газотранспортной сетью.
Затрещали ряды и парламентских сторонников приватизации. Зампредседателя парламентского комитета по финансам и банковской деятельности влиятельный Богдан Губский из пропрезидентской СДПУ(о) неожиданно высказался против приватизации, с ним солидарен лидер Трудовой партии Михаил Сирота. (Последний настолько идейно близок Леониду Кучме, что в кулуарах парламента его окрестили «Сирота президентская».)
Оппозиция в лице лидера соцпартии экс-спикера Александра Мороза собирает подписи под заявлением «Об угрозе экономической безопасности Украины в связи с действиями властей». В документе, под которым подписались 12 партий, говорится, что «Кучма не имеет права давать гарантии или обещания относительно приватизации» потому, что «законом они отнесены исключительно к государственной собственности». Зарубежным участникам этого проекта рекомендуют иметь в виду, что «результаты приватизации, проведенной таким способом, обязательно будут пересмотрены». Как отмечает оппозиционная газета «Грани», попытки президента приватизировать газотранспортную систему в нарушение Конституции могут впоследствии стать весомым поводом для импичмента по обвинению в государственной измене.
Претенденты на украинскую «трубу» тоже не сидят сложа руки. На прошлой неделе «Газпром» в письме вице-премьеру Тимошенко и главе «Нефтегаза Украины» Копылову официально предупредил Украину, что подаст иск в Европейский суд в случае продолжения воровства газа, а компания ИТЕРА пообещала с 15 ноября прекратить поставки газа за неплатежи. В Киеве считают, что хотя недовольство неплатежами вполне понятно, но эти угрозы имеют «пиаровский» характер: европейцам дают понять, что воровство -- хроническое состояние Украины, и западные компании будут нести такие же убытки, как «Газпром».
Российский вице-премьер Виктор Христенко заявил вчера, что участие России в управлении украинскими газопроводами возможно на концессионной основе в том случае, если контрольный пакет акций консорциума будет принадлежать «Газпрому». Этот вопрос будет обсуждаться в ближайшую пятницу на московских переговорах премьер-министров Михаила Касьянова и Виктора Ющенко.
Россия подготовила к этой встрече предложения по недопущению несанкционированного отбора российского газа на территории Украины. «Проблема несанкционированного отбора газа является одной из ключевых проблем нашего сотрудничества в этой сфере, и если этот отбор будет возобновлен Украиной, то разрешать ситуацию мы будем на уровне судебных процедур и с привлечением международных организаций, таких, в частности, как Энергетическая хартия и международные финансовые организации», -- заявил вчера Виктор Христенко.
Кроме того, Россия подготовила предложения по формированию газового баланса Украины. По словам г-на Христенко, потребности Украины могут покрываться поставками либо туркменского, либо российского газа: «Для нас приемлема формула «или», формула «и» для нас недопустима». Другим российским условием является отказ Украины от реэкспорта газа.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев