|
|
N°41, 07 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заложники будущей войны
Израильский ответ на теракт в Хайфе оказался жестким
В ночь на четверг израильская армия перекрыла границы с Палестинской автономией и нанесла «удар возмездия» по лагерю беженцев в Джебалии (сектор Газа) -- одному из центров подготовки боевиков ХАМАС. Эта организация взяла на себя ответственность за взрыв в хайфском автобусе в среду, когда студент Хевронского политехнического института Махмуд Амдан Хавасме, пройдя в середину пассажирского салона, привел в действие взрывное устройство. Погибли 15 пассажиров и около 40 были ранены. Среди жертв один «русский» репатриант (его имя пока не оглашается), еще десять выходцев из бывшего СССР получили ранения разной степени тяжести.
В предсмертном письме террорист-смертник восторженно отзывается о «шахидах, пронзивших башни в Нью-Йорке, внеся свою лепту в святое дело джихада». Отец и двое братьев Хавасме уже задержаны израильскими спецслужбами по подозрению в причастности к подготовке теракта.
Ответ израильтян был жестким. По данным, приводимым со ссылками на арабские источники, в ходе операции в Джебалии погибли 11 палестинцев, ранены более 150. Палестинская сторона утверждает, что только трое погибли в перестрелке, а остальные были мирными жителями, по которым был выпущен танковый снаряд. Израильтяне утверждают, что танк открыл огонь по палестинскому боевику, изготовившемуся к выстрелу из передвижной ракетной установки. Разобраться в том, что действительно произошло в Джебалии, пока трудно: сообщений много, и они противоречат друг другу даже тогда, когда исходят от одной стороны. Неясно, например, при каких обстоятельствах получили ранения трое медиков Красного Полумесяца и двое корреспондентов агентства Рейтер. Утром в четверг войска покинули Джебалию. Израильская сторона расценивает проведенный рейд как «эффективный». По сообщениям армейских пресс-служб, в ходе операции были обнаружены два «пояса шахида» весом по 20 кг каждый, две переносные ракетные установки, склад противотанковых и минометных снарядов, оружейные арсеналы.
Подобного развития событий в канун американской атаки на Ирак следовало ожидать: радикальные исламские силы заинтересованы в том, чтобы придать будущему конфликту не локальный, а региональный характер -- даже в том случае, если Саддам Хусейн не отдаст приказа о бомбардировке или ракетном обстреле Израиля. Объединив в массовом арабском сознании события в Ираке с событиями на палестинских территориях, радикалы получат в свои руки мощное средство воздействия на правительства тех арабских стран, которые или поддерживают намерения США, или недостаточно решительно их осуждают. Израильские военные эксперты полагают, что ближе к началу иракской кампании или сразу после ее начала следует ожидать ракетных обстрелов северных районов страны боевиками «Хезболлах» из Ливана. Обе стороны, таким образом, оказываются заложниками ситуации, которую они не в состоянии изменить как минимум до окончания войны в регионе Персидского залива.
Михаил БОЛОТОВСКИЙ, Тель-Авив