Время новостей
     N°40, 06 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.03.2003
Дебютанты
Назвать дебютантов этого года молодым пополнением можно лишь отчасти: 27-летнего Ральфа Фермана и Кристиано да Матту, которому в сентябре стукнет 30, нужно отнести скорее к среднему поколению гонщиков, уже успевшему закрепиться в «королевских» гонках. В отличие от них 24-летний Джастин Уилсон и Антонио Пиццония в свои 22 года принадлежат к генерации пилотов, за которыми ближайшее будущее «Формулы-1».

Антонио Пиццония, самый молодой из квартета дебютантов, в детстве, как и любой бразильский мальчишка, отдавал предпочтение футболу. В его родном городе Манаус, затерянном в джунглях Амазонии, не было ни одного картодрома. Антонио учился водить, помогая отцу управлять трактором на собственной ферме. Открыть в себе талант мальчику помог случай: друг семьи, бывший гонщик, подарил отцу карт. И однажды попробовав на нем прокатиться, юный Пиццония понял, что гонки -- это его призвание. За несколько лет, выступая в различных чемпионатах Бразилии по картингу, Антонио снискал себе славу самого талантливого картингиста со времен Айртона Сенны. Чтобы продолжать дальнейшую карьеру, надо было отправляться в Европу. И проведя год в одной из лучших гоночных школ США, 17-летний Пиццония приступил к покорению престижных британских «Формул».

После победы в «Формуле-Рено» Антонио впервые заметили менеджеры «королевы автоспорта». Именно из «Формулы-Рено» попал в «большой цирк» его ровесник Кими Райкконен, но Пиццонии сразу не повезло -- спонсорских денег хватило лишь на британскую «Формулу-3». Затем была «Формула-3000», а в 2001 году работа тест-пилотом в «Уильямсе». Реальный шанс попасть в команду элиты автоспорта бразилец получил летом 2002 года, когда «Ягуар» начал подыскивать замену своим неудачливым пилотам. На тестах пробовались Фернандо Алонсо и Марк Уэббер, но Антонио снял все вопросы, показав абсолютно лучший круг на трассе в Барселоне. Способность ехать быстро за рулем незнакомой машины -- одно из главных проявлений гоночного таланта. При удачном развитии событий обновленный «Ягуар» и молодой гонщик вперед будут двигаться вместе.

Джастин Уилсон знаменит больше своим ростом за 180, а только потом уж вспоминаются его успехи и заслуги. Высокий рост для гонщиков «Ф-1» просто беда. Вспомнить хотя бы до конца не раскрывшегося талантливого австрийца Александра Вурца. Но Джастин, выиграв в 2001 году международный чемпионат «Формулы-3000», на нехватку предложений пожаловаться не мог. Сначала его хотел видеть у себя Эдди Джордан, еще год назад искавший британского пилота. Но, несмотря на успешно пройденные тесты, Уилсону в команде все-таки предпочли более богатого Такуму Сато. Когда в прошлом августе после трех непройденных квалификаций Алекса Йонга отправили в отпуск, его временное место в «Минарди» мог занять Джастин, но болид оказался слишком мал для него -- в Бельгии и Венгрии стартовал Энтони Дэвидсон. Но все-таки справедливость восторжествовала, и в «Минарди», соблазнившись гоночными талантами Уилсона и его спонсорским взносом, построили новый автомобиль, уже с учетом роста новичка.

Эта команда давно зарекомендовала себя стартовой площадкой для молодых гонщиков. Вот только карьера у них складывалась по-разному. Одни (Физикелла, Трулли, Уэббер), проявив талант, уходили на повышение, другие (Туэро, Маркеш, Йонг) растворялись в неизвестности. Как сложится судьба долговязого англичанина?

В свободной интерпретации фамилия новобранца команды «Джордан» Ральфа Фермана созвучна со словосочетанием «крепкий парень» (Firman -- firm man). И в данном случае фамилию гонщика можно назвать говорящей, потому что прежде чем стать пилотом «Формулы-1», он сполна испытал причуды гоночной Фортуны. Сыну одного из воротил британской автоспортивной индустрии (компания Ральфа Фермана-старшего является одним из крупнейших мировых производителей гоночных шасси) была прямая дорога в автоспорт. Еще в детстве познакомившись со многими известными гонщиками и менеджерами «Ф-1» (в том числе и с будущим шефом Эдди Джорданом), Ральф быстро освоил премудрости картинга и юниорских «Формул». В чемпионате «Формулы-3» он побеждал таких звезд дня сегодняшнего, как Кристиано да Матта, Хуан Пабло Монтойя, а по окончании сезона-96 принял участие в престижном «Гран-при Макао» и там, на сложнейшей городской трассе, разгромил Ника Хайдфельда, Ярно Трулли и Педро де ла Росу.

Но затем в европейской карьере гонщика наступил долгий перерыв. Отец был принципиально против вложений в карьеру сына собственных средств, и Ральф принял решение покинуть родину, чтобы выступать в Японии, где у сильных гонщиков из Европы есть возможность неплохо подзаработать. Вернуться оказалось не таким простым делом. Выступая за слабые команды, Ферман потерял свой авторитет. Лишь победа в чемпионате «Формулы-Ниппон» 2002 года всколыхнула интерес к пилоту, и Джордан подписал с Ральфом Ферманом контракт на три года. И хотя пока туманными выглядят перспективы как гонщика, так и команды, все надеются на лучшее. «Если Ральф добьется успеха (а я в этом уверен), то его англо-ирландское происхождение решит наши проблемы со спонсорами», -- верит Эдди Джордан.

От кого стоит ждать сюрприза, так это от самого старшего из этой четверки дебютантов, Кристиано да Матты. Хоть «Тойота» и заняла последнее место в Кубке конструкторов в 2002 году, можно сказать, что да Матте крупно повезло с командой, в которой он дебютирует в «Формуле-1». Огромные перспективы самой молодой конюшни при ее пока что скромных достижениях на какое-то время оберегут Кристиано от психологического прессинга. «Говорят, что Шумахер лучше всех, но откуда я знаю, насколько он лучше меня, если в «Формуле-1» у всех разная техника?» -- заранее оправдывает себя бразилец, привыкший выступать в почти моноформульной серии «Чемп Кар». Впрочем, Кристиано не боится смотреть правде в глаза. «Я уже добился успеха в автогонках, выиграл немало чемпионатов, а в «Формулу-1» пришел, чтобы выиграть еще одну. Выложиться на все сто -- единственное, что я могу сделать для этого. Если не получится -- значит, мне не место здесь. Уеду домой кататься на велосипеде или найду себе другую гоночную серию. Меня может расстроить только одно: понимание того, что кто-то умеет ездить быстрее меня».

Дмитрий СИТНИК