«Формула-1» переживает непростые времена. Финансовые и спортивные проблемы, тесно переплетясь, поставили под угрозу само существование «королевских гонок». Вряд ли экстренные меры, принятые Международной федерацией автоспорта (ФИА) в это межсезонье, смогут кардинально изменить ситуацию. Но по крайней мере первый этап сезона 2003 года, стартующий завтра, ожидается с большим нетерпением. Именно «Гран-при Австралии» должен задать тон всему чемпионату.
Когда президент ФИА Макс Мосли впервые заговорил о необходимости реформы в «Формуле-1», он обосновал свои предложения прежде всего заботой о сокращении расходов команд, которые выросли до астрономических сумм. Как всегда бывает во время экономического спада, богатые богатеют, а бедные становятся еще беднее. Разрыв между топ-командами и аутсайдерами достиг просто неприличных размеров как в миллионах долларов, так и в секундах на трассе. К тому же недавние банкротства «Прост» и «Эрроуз» свели количество участников чемпионата до минимума, который Берни Экклстоун, фактический хозяин «Формулы-1», обязался выставлять на каждом Гран-при. А если учесть, что «Джордан» и «Минарди» постоянно балансируют на краю финансовой пропасти, то становится понятно, что перестройка действительно назрела.
Не дождавшись революции снизу (все встречи руководителей и владельцев команд закончились безрезультатно), ФИА директивно внесла изменения в регламент первенства. В первом же абзаце «Уведомления о порядке применения действующих правил в 2003 году и новых правилах на 2004, 2005 и 2006 годы», документа на девяти страницах, разосланного всем командам, содержатся прямые указания на причины кризиса: «Телевизионной аудитории неважно, развивает двигатель 12, 16 или 20 тысяч оборотов в минуту. Это лишь один пример того, как большая часть денег сознательно тратится на вещи, не делающие гонки интереснее для зрителей. Эти деньги не просто исчезают впустую, но еще и снижают спортивную зрелищность».
Посыл был дан, и дальше под все нововведения подводилась все та же база -- забота о возвращении в «Формулу-1» духа спортивного состязания, о повышении зрелищности и борьбы с излишней компьютеризацией машин, мешающей проявлению истинных гоночных качеств пилотов. Все эти изменения чиновники федерации назвали коротко и ясно -- нулевой допуск. И первоначальные сроки введения новых правил действительно могли свести все последние достижения инженерной мысли в области электроники к нулю. Правда, ответная реакция команд заставила ФИА отложить ввод на запрет антипробусковочной системы, системы оптимизации старта и автоматических коробок передач на середину сезона, а некоторые положения, вроде отказа от радиосвязи и запасного автомобиля, и вовсе убрать из окончательной редакции.
Но не все проглотили эту пилюлю, прописанную федерацией для оздоровления гонок. Две ведущие конюшни, «Макларен» и «Уильямс», пригрозили подать в коммерческий суд Лозанны иск против ФИА, обвинив Макса Мосли в нарушении так называемого договора согласия. По их мнению, навязанные изменения в правилах угрожают безопасности гонщиков. А ведь все предыдущие корректировки регламента делались именно в целях повышения безопасности. Несмотря на то что скрытые причины недовольства топ-команд лежат на поверхности (нежелание терять уже потраченные на разработку новейших электронных систем деньги), в доводах Рона Дениса и Фрэнка Уильмса имеется свой резон. По новому порядку проведения квалификаций технический персонал команд не будет иметь доступа к машинам между последней квалификационной сессией и стартом гонки. Разрешается лишь, по сути, поверхностный осмотр машины под контролем технического делегата ФИА. И не исключено, что может остаться незамеченной неисправность, последствия которой даже страшно представить.
Пока конфликт между федерацией и двумя имеющими значительный вес в автоспорте людьми не перешел в открытую форму и ограничивается обменом открытых писем, где обе стороны клянутся в преданности «Формуле-1» и заботе о ее дальнейшем процветании. Берни Эккслтоун, без одобрения которого ФИА не смогла бы изменить и буквы в правилах «Ф-1», пытается найти компромисс, но, как всегда, с большей выгодой для себя. По его мнению, уладить все противоречия можно, подписав новый договор согласия, основу всей внутриформульной жизнедеятельности, где отразились бы перемены, произошедшие в мире за те 22 года, что прошли с момента принятия прежнего соглашения.
Куда ведут благие намерения, давно известно. Новые правила еще до первого старта внесли смуту и раскол в формульном сообществе, что сейчас меньше всего нужно этому виду спорта. И затихнут споры скорее всего только в одном случае -- если «Гран-при Австралии» выиграет кто угодно, кроме «Феррари», побеждавшей здесь последние четыре года. Стоит ли на это рассчитывать, мы узнаем уже ранним утром в воскресенье.Десять команд на стартовой решетке
«ФЕРРАРИ»Двигатель «Феррари». Шины «Бриджстоун». Пилот 1-- Михаэль Шумахер (Германия), 34 года, 179 стартов, 64 победы. Пилот 2 -- Рубенс Баррикелло (Бразилия), 30 лет, 165 стартов, 5 побед.
В этом году от «Феррари» ждут только одного -- поражения. Если чемпионат вновь пойдет по сценарию последних двух лет, то «Формула-1» рискует потерять большинство своей многомиллионной зрительской аудитории. Отсюда и попытки изменить ситуацию, предпринимаемые как командами-соперницами, так и руководством Международной автомобильной федерации (ФИА). Но техническое преимущество прошлогоднего шасси итальянской команды столь велико, что в Маранелло решили начать этот сезон на старой машине. Что касается нововведений в правилах, направленных, по словам чиновников ФИА, на создание дополнительной интриги, то, как показывает практика, все последние изменения делали разрыв между «Феррари» и остальными только больше.
«УИЛЬЯМС»Двигатель БМВ. Шины «Мишлен». Пилот 1 -- Хуан Пабло Монтойя (Колумбия), 27 лет, 34 старта, 1 победа. Пилот 2 -- Ральф Шумахер (Германия), 27 лет, 100 стартов, 4 победы.
Самый опасный конкурент чемпионской конюшни не торопится объявить о своих планах вступить в борьбу за чемпионский титул уже в этом сезоне. Хотя прогресс команды очевиден, надежность прошлогодней машины оставляла желать лучшего. Новое шасси сделано с учетом ошибок прошлого, а баварские моторостроители обещали подготовить самый мощный на сегодняшний день в «Формуле-1» двигатель. Хозяин команды Фрэнк Уильмс говорит лишь о сохранении достигнутого преимущества над «Маклареном» и работе на перспективу. Но похоже, что опытный начальник просто страхуется от возможных неудач. Во всяком случае именно со стороны «Уильямса» ждут обострения борьбы в наступающем чемпионате. А Хуана Пабло Монтойю называют претендентом №1 на то, чтобы сменить на формульном олимпе непобедимого Михаэля. Нечто подобное, но внутри команды, колумбиец уже сделал с младшим братом чемпиона, оттеснив Ральфа на второй план.
«МАКЛАРЕН»Двигатель «Мерседес». Шины «Мишлен». Пилот 1 -- Дэвид Култхард (Великобритания), 31 год, 141 старт, 12 побед. Пилот 2 -- Кими Райкконен (Финляндия), 23 года, 34 старта, 0 побед.
Кризис, начавшийся в команде из Уокинга еще в 1999 году, вероятно, еще не достиг своего максимума. Уступив вторую строчку в зачете Кубка конструкторов «Уильямсу», в этом году конюшня Рона Дениса может откатиться еще дальше -- «Рено» уже готова вытеснить англичан из большой тройки, а на подходе уже японский гигант «Тойота». Поэтому миллиард долларов, обещанный щедрым партнером «Мерседес», будут далеко не лишними в предстоящем сезоне. Новый автомобиль команда планирует выставить только на первом европейском Гран-при в Сан-Марино. Поэтому стартовать в чемпионате пилоты «серебряных стрел» будут на усовершенствованном «Макларене» 2002 года. Доказывать свою боеспособность придется и каждому пилоту в отдельности. Особенно это касается Дэвида Култхарда, который пока так и не проявил себя как по-настоящему призовой пилот.
«РЕНО»Двигатель «Рено». Шины «Мишлен». Пилот 1 -- Ярно Трулли (Италия), 28 лет, 97 стартов, 0 побед. Пилот 2 -- Фернандо Алонсо (Испания), 21 год, 17 стартов, 0 побед.
«Нам нужны подиумы, именно подиумы -- во множественном числе», -- заявил Патрик Фор, президент «Рено Ф-1» на презентации новой машины с индексом Р23, которая явилась продолжением прошлогодней модели. Сумев устранить проблемы с революционным двигателем «Рено» с большим углом развала цилиндров, французы сразу рванули с восьмого места в дебютном 2001 году, на четвертое -- в прошлом. В этом году конструкторы «желто-синих» приготовили еще один сюрприз, оснастив машины новой подвеской с системой оптимизации пятна контакта. В выборе пилотов руководство команды полностью положилось на вкус управляющего директора «Рено» Флавио Бриаторе, который отказался от услуг талантливого Дженсона Баттона. Итальянец, когда-то приведший к первому чемпионскому титулу Михаэля Шумахера, сделал ставку на своих подопечных Ярно Трулли и Фернандо Алонсо (Бриаторе является личным менеджером обоих).
«ЗАУБЕР»Двигатель «Петронас» («Феррари»). Шины «Бриджстоун». Пилот 1 -- Ник Хайдфельд (Германия), 25 лет, 51 старт, 0 побед. Пилот 2 -- Хайнц Харальд Френтцен (Германия), 35 лет, 144 старта, 3 победы.
То, как надо выживать частным командам, Петер Заубер демонстрирует уже который год. Но, постоянно сражаясь за звание «лучшего среди остальных», рано или поздно можно проиграть по-крупному. Выложив за контракт с «Феррари» на поставку двигателей (да и шасси этого года во многом повторяет непобедимую «Ф-2002») немалую сумму, Заубер надеется, что на его команду теперь будут смотреть не как на выскочку. Серьезность намерений владельца команды подтверждает строительство на базе команды в Хинвиле собственной аэродинамической трубы, без которой не обходится ни одна уважающая себя конюшня. И выбор двух немецких пилотов тоже не случаен: не секрет, что Петер Заубер пытается «подкатить» к концерну «Фольксваген», предлагая автогиганту собственную команду как базу для покорения «Формулы-1». И даже российскому болельщику «Заубер» должен стать как-то ближе -- одним из основных спонсоров команды теперь является российский оператор сотовой связи МТС, являющейся также спонсором трансляций Гран-при на нашем телевидении.
«ДЖОРДАН»Двигатель «Форд». Шины «Бриджстоун». Пилот 1 -- Джанкарло Физикелла (Италия), 30 лет, 108 стартов, 0 побед. Пилот 2 -- Ральф Ферман (Великобритания), 27 лет, 0 стартов, 0 побед.
Еще один частный собственник, Эдди Джордан, давно прослыл чудаком. Отказавшись от бесплатных моторов «Хонда», лишившись спонсорских денег «Дойче Пост», Эдди тем не менее не потерял свой ирландский оптимизм. «Когда мы прижаты к стенке, то особенно сильны», -- то ли в шутку, то ли всерьез заявляет Джордан. Возобновив сотрудничество с Гари Андерсоном, под руководством которого создавались самые первые шасси «Джордана», Эдди рассчитывает вновь вернуться к имиджу самой независимой команды «Формулы-1», благодаря которому конюшня обрела свою популярность. Предстоящий сезон покажет, насколько верным окажется выбранный путь. Цена ошибки велика -- судьба «Проста» и «Эрроуза» тому подтверждение. А ведь ходят слухи, что Джордан не собрал достаточно средств, чтобы полностью закрыть бюджет команды даже на этот сезон.
«ЯГУАР»Двигатель «Форд». Шины «Мишлен». Пилот 1 -- Марк Уэббер (Австралия), 26 лет, 17 стартов, 0 побед. Пилот 2 -- Антонио Пиццония (Бразилия), 22 года, 0 стартов, 0 побед.
В предстоящем чемпионате роль темной лошадки специалисты отвели «Ягуару». Сменив практически весь персонал команды, большие боссы из головной компании «Форд» надеются, что 150 млн долларов, ежегодно вкладываемых в «Ф-1», наконец начнут давать отдачу в виде стабильно набираемых очков. Новое руководство, новые гонщики, а главное, новый фордовский движок -- это и есть «Ягуар»-03, в каком-то смысле самая новая команда сезона. И, пожалуй, главная задача, стоящая сейчас перед коллективом «дикой кошки», -- добиться слаженной работы всех членов команды.
БАРДвигатель «Хонда». Шины «Бриджстоун». Пилот 1 -- Жак Вильнев (Канада), 31 год, 116 стартов, 11 побед. Пилот 2 -- Дженсон Баттон (Великобритания), 23 года, 51 старт, 0 побед.
После ухода на покой Мики Хаккинена в «Формуле-1» остались только два чемпиона мира: действующий Михаэль Шумахер и Жак Вильнев, завоевавший этот титул в 1997 году. И это единственный плюс для в общем-то серенькой команды. Но с недавних пор это стало и ее основной проблемой. Жак постоянно капризничает, выражая недовольство по любому поводу. И надо сказать, что таких поводов становится все больше. Это и ненадежное шасси, и слабые моторы «Хонда», и попытки ограничить влияние Вильнева в команде. Авторитет примы мешает шефу БАРа Дейву Ричардсу, занявшему этот пост чуть более года. Приглашение вторым пилотом не признающего авторитетов Дженсона Баттона стало еще одним ударом по Жаку. На предсезонной презентации именно Баттону поручили вывести на сцену новый автомобиль. Конечно, канадско-английский дуэт гонщиков выглядит одним из сильнейших в «Ф-1» на сегодняшний день, но нездоровое соперничество внутри команды может негативно сказаться на результатах гонок.
«МИНАРДИ»Двигатель «Форд». Шины «Бриджстоун». Пилот 1 -- Джастин Уилсон (Великобритания), 24 года, 0 стартов, 0 побед. Пилот 2 -- Йос Ферстапен (Голландия), 31 год, 91 старт, 0 побед.
Как и «Заубер», это итальяно-австралийская конюшня будет пользоваться повышенным вниманием со стороны российских любителей «Формулы-1». Ведь на тестах, проводимых по новым правилам в пятницу перед Гран-при, за рулем «Минарди» запросто может оказаться наш соотечественник Сергей Злобин. Правда, вероятность того, что первый русский в «королевских» гонках займет место боевого пилота, ничтожна мала. Но даже без Злобина этот вечный аутсайдер «Больших призов» симпатичен сам по себе. При бюджете на порядок меньше, чем у «Тойоты», в прошлом году «Минарди» набрала те же два очка и по дополнительным показателям обошла японцев в зачете Кубка конструкторов. К тому же Джанкарло Минарди и Пол Стоддарт создали через прессу благоприятный образ команды. В новом сезоне машины «Скудерии №2» будут оснащены двигателями «Форд», такими же, как и у «Джордана». Это значит, что по итогам чемпионата «Минарди» снова постарается оказаться на ступеньку выше хотя бы одного соперника.
«ТОЙОТА»Двигатель «Тойота». Шины «Мишлен». Пилот 1 -- Оливье Панис (Франция), 36 лет, 125 стартов, 1 победа. Пилот 2 -- Кристиано да Матта (Бразилия), 30 лет, 0 стартов, 0 побед.
Подмечено, что для новой команды второй сезон в «Формуле-1» -- самый тяжелый. Поэтому подготовку к нему японская команда начала раньше всех. Испытания нового мотора проходили еще осенью прошлого года, а шасси было готово уже в начале января -- раньше, чем у кого-либо другого. Японская сдержанность проявляется во всем: здесь не делают громких заявлений об ожидаемых успехах, технические новинки скромно называют эволюционными, отказываясь от броского словечка «революционные», даже в выборе пилотов прослеживается какая-то восточная мудрость, непостижимая европейским умом. Самая возрастная комбинация гонщиков отнюдь не самая опытная. И если выбор чемпиона американской гоночной серии КАРТ прошлого года Кристиано да Матты еще можно объяснить давним сотрудничеством бразильца и спортивного подразделения японского автогиганта, то приглашение завершающего карьеру Оливье Паниса -- шаг труднообъяснимый.
Сезон-2003
9 марта
| Гран-при Австралии |
Мельбурн, автодром в Альберт-парке |
23 марта |
Гран-при Малайзии |
Автодром «Сепанг» |
6 апреля |
Гран-при Бразилии |
Сан-Паулу, автодром «Интерлагос» |
20 апреля |
Гран-при Сан-Марино |
Имола, автодром им. Энцо и Дино Феррари |
4 мая |
Гран-при Испании |
Барселона, автодром «Каталунья-Монтмело» |
18 мая |
Гран-при Австралии |
Шпильберг, автодром «А1-ринг» |
1 июня |
Гран-при Монако |
Монте-Карло, городская трасса |
17 июня |
Гран-при Канады |
Монреаль, автодром им. Жиля Вильнева |
29 июня |
Гран-при Европы |
Нюрбург, автодром «Нюрбургринг» |
6 июля |
Гран-при Франции |
Невер, автодром «Маньи-Кур» |
20 июля |
Гран-при Великобритании |
Автодром «Сильверстоун» |
3 августа |
Гран-при Германии |
Хоккенхайм, автодром «Хоккенхаймринг» |
24 августа |
Гран-при Венгрии |
Будапешт, автодром «Хунгароринг» |
14 сентября |
Гран-при Италии |
Монца, «Аутодромо Национале» |
28 сентября |
Гран-при США |
Автодром «Индианаполис» |
12 октября |
Гран-при Японии |
Автодром «Сузука» |